ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 15.09.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Православное христианство знает два пути жизни человека, которые благословляет Церковь: это путь семейной жизни и путь монашества. Брак, как мы знаем, был установлен Богом ещё в раю, можно сказать, что семья появилась одновременно с появлением самого человека, семья — изначальный и естественный образ бытия человека. С монашеством дело обстоит значительно сложнее: о нём мы ничего не можем прочитать в Ветхом Завете, да и в Новом Завете мы не найдём слова «монах». Тем не менее указания на монашество есть как в книгах Ветхого Завета, так и в Евангелии, к примеру, в 19-й главе Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 19.

16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Только что услышанная нами беседа Спасителя с богатым юношей — одна из тех бесед, которые вошли во все Евангелия, кроме Евангелия от Иоанна. Неудивительно, что из толкований на неё можно составить целую библиотеку: беседа довольно пространная, и она затрагивает существенно важные для спасения темы. Первая из этих тем — тема жизни вечной. Из ответа Спасителя мы узнаём, что желающий войти в жизнь вечную должен соблюдать заповеди, есть здесь и перечисление этих заповедей, впрочем, в них нет ничего нового, они все прекрасно известны из книг Ветхого Завета.

Однако богатый юноша оказался человеком благочестивым, он не нарушил ни одну из заповедей, а потому с ним был возможен разговор о чём-то большем — о совершенстве, которое, как оказалось, отнюдь не равно жизни вечной. Вообще, из Нового Завета мы знаем, что жизнь будущего века — это не какое-то бессмысленное пребывание в некоем блаженстве, жизнь вечная — это именно жизнь, а потому кое-какие выводы о ней можно сделать из знания обычной человеческой жизни. В частности, ни для кого не секрет, что любое человеческое общество иерархично, не секрет, что люди наделены от Бога различными дарованиями, есть те, кто успешен во многих сферах, и есть те, кого невозможно назвать ни успешным, ни талантливым. Нечто подобное можно сказать и про жизнь вечную, ведь именно её имел в виду Спаситель, когда в ответ на просьбу Своих учеников сказал о существовании различных уровней близости к Нему в Его Царстве: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» (Мф. 20:23).

Господь призвал обратившегося к Нему с вопросом о жизни вечной юношу к совершенству, и здесь же Спаситель сказал о том, в чём состоит совершенство: оно в добровольном оставлении всего и следовании за Христом. Причём из контекста слов Спасителя ясно, что речь идёт не только об оставлении имущества, но и об отказе от тех нематериальных вещей, которые человеку крайне сложно не считать своей неотъемлемой собственностью, к примеру, об отказе от нашей воли, ведь и её стремящийся к духовному совершенству человек должен отдать, правда, не нищим, а Христу.

Если вдуматься, то в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке мы видим прямое указание на монашеский образ жизни: позволить себе не иметь ничего могут лишь те, кто отказался от семьи и вообще от заботы о ком бы то ни было, и всего себя безраздельно посвятил угождению Богу. Конечно, слова Христа можно понимать и расширенным образом — как указание на жизненные приоритеты христианина, который не должен привязываться к чему бы то ни было материальному, а то, что дал ему Бог, рассматривать как ресурс для служения любви другим людям. Впрочем, ещё апостол Павел обращал внимание адресатов своих посланий на то, что удобнее всего служить Богу и людям человеку, который не связан материальной заботой о семье: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор. 7:32–33).

Добавить комментарий