Евангелие дня
Комментирует священник Антоний Борисов
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Некоторые животные вызывают у людей отвращение и даже ужас. Змеи, безусловно, принадлежат к данной группе существ. И, как кажется, проблема состоит не столько в том, что змеи могут ужалить и отравить человека ядом, сколько в вещах более глубоких и даже таинственных. Об этом нам, в частности, говорит отрывок из третьей главы Евангелия от Иоанна, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Почему же змеи вызывают у человека отвращение? В чём состоит причина такого влияния этих рептилий на сознание человека? Некоторые ученые-антропологи утверждают, что причина скрыта в глубинах исторического и культурного наследия человечества. Поразительно, но в совершенно разных древних цивилизациях — египетской, вавилонской, ацтекской — змеи становились символами одновременно лукавой мудрости, опасности и коварства. Библейская книга Бытия, первая книга Библии, отчасти проливает свет на причину возникновения такого отношения к пресмыкающимся рептилиям.
Созданные Богом первые люди, Адам и Ева, были настоящими правителями мира. Их не страшили стихии, все животные подчинялись прародителям, видя в них незамутнённый грехом образ Божий. Вели себя таким образом и змеи. Адам и Ева же не испытывали к пресмыкающимся никакого отвращения. И так получилось, что именно в физическом облике змея дьявол явился первой женщине.
Наивная Ева вступила в разговор со злым духом, поддалась его искушению и нарушила заповедь Божию — вкусила плодов древа познания добра и зла. Затем ровно так же поступил и Адам. Непослушание Творцу стало причиной того, почему грех оказался частью человеческой природы. Ничто противоположное святости не может находиться рядом с Богом. Потому Адам и Ева и были изгнаны из райского сада, ощутили разобщённость с Творцом и познали смерть. Змеи же были Богом прокляты — превратились в опасных, ядовитых и отвратительных существ.
В прозвучавшем отрывке из Евангелия от Иоанна Спаситель вспоминает, как во время путешествия по Синайской пустыне древние евреи чуть не погибли. Их атаковало множество ядовитых рептилий. Предводитель иудеев — пророк Моисей — по указанию Божию изготовил медного змея, прикрепив его к крестовидной подставке. Искусанные евреи, смотря с верой на медного змея, выздоравливали.
Христос вспоминает данный эпизод не случайно. Он, по сути, сравнивает Себя с тем самым медным змеем. Подчеркну — не с райским змеем-искусителем, а с медным змеем-исцелителем. Так Спаситель фактически пророчествует, что Ему, подателю здоровья, подобно древней медной святыни, придётся вознестись, то есть оказаться на кресте. Вот только для змея данная участь являлась актом почтения, а для Сына Божьего стала страшным мучением и позором. Но, глядя с верой на жестокую и отвратительную на вид кончину Христа, люди получат возможность исцелиться. И от физических, и от духовных болезней.
Сравнение Спасителя с медным змеем имеет ещё один содержательный аспект. Медный змей внешне ничем не отличался от своих живых сородичей. Господь Иисус — не только истинный Бог, но и истинный человек. Но в медном змее не было яда, а в Спасителе не было и нет никакого греха. В этом мы видим сходство. Но есть и отличие. В какой-то момент медный змей превратился для евреев из инструмента, через который действует Бог, в идола, который действует сам по себе. Потому древняя святыня и была уничтожена Моисеем.
Изображение распятия Спасителя — Крест Христов — не идол. Иконное изображение казни Господа Иисуса присутствует в наших домах и храмах, носится нами на шее не как амулет или оберег. Он служит одновременно напоминанием о великой жертве Христа и молитвенным образом, обращая взгляд к которому в трудную минуту, мы получаем от Бога благодатную поддержку в борьбе с духовным ядом греха и страстей, а также с искушениями, приходящими от древнего искусителя змея-дьявола.