Евангелие дня
Комментирует священник Антоний Борисов
«Человек человеку волк» — так звучит крылатое выражение, возникшее ещё в период глубокой античности. Древнеримский автор поговорки — поэт Плавт — с сожалением констатировал, что окружающее его общество живёт в состоянии жестокой конкуренции за власть, деньги, влияние. И подчас люди относятся друг ко другу ничуть не лучше волков. Евангелие призывает нас к совершенно иному взгляду на человека. К какому? Давайте послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Марка, что читается сегодня утром во время богослужения.
Мы услышали притчу Господа Иисуса о сеятеле. Тот идёт по полю и разбрасывает семена, судьба которых разнится. Одно семя падает на обочине и его уносят птицы. Второе — оказывается на каменистой земле, быстро всходит, но также быстро засыхает, так как не имеет корней. Третье семя, может быть, и хотело бы вырасти, но сорняки не дали ему этого сделать. Наконец, четвёртое семя, оказавшись на плодородной почве, даёт сеятелю долгожданные плоды.
Можно предположить, что в притче Христа речь идёт о конкуренции. Семена, на первый взгляд, как будто соревнуются друг с другом — устраивают конкурс на то, чья судьба окажется более успешной. Но вот что интересно. Конкуренция, на самом деле, происходит не между семенами. И Бог, скажем мы, забегая вперёд, не организовывает между нами никакого соревнования. Каждое из семян (то есть каждый из людей) борется фактически само с собой и окружающими условиями. Где-то само семя виновато в том, что плод так и не созрел. А где-то виной, на первый взгляд, стали сторонние факторы. Но такая логика имеет место только при буквальном прочтении притчи Спасителя.
Христос же прямо говорит о том, что рассказанная Им история иллюстрация того, как люди реагируют на проповедь Евангелия. Для одних слушателей слова Господа Иисуса оказываются на задворках сознания — о том говорит нам образ семени, оказавшегося на обочине. Другой человек слышит призыв Христа, вроде бы отзывается на него, но при выборе между верой и комфортом греха выбирает второе. О том повествует образ окаменевшей почвы. Третьи люди и рады были бы следовать за Спасителем, но сорняки страстей оплетают их — не снаружи, а изнутри — и не позволяют жить по Евангелию.
Наконец, упоминаются в притче благодарные и трудолюбивые слушатели, принимающие Христово учение и дающие добрые плоды жизни согласно заповедям. И получается, что, на самом деле, нет никакой конкуренции между людьми в смысле обладания евангельской благодатью. Каждый из нас соревнуется исключительно с собой в плане преодоления себя, а также внутренних и внешних преград, на пути к Царству Божию.
И человек (в отличие от семени) вполне может изменить и себя, и некоторые обстоятельства жизни. Были бы только желание и решимость. А ещё — понимание, что спасение подаётся только Богом. Ведь по-настоящему доброе и ценное дело можно исполнить только с помощью Господа. При этом, никто не запрещает нам просить о поддержке близких по духу людей, тех, кто уже имеет определённый духовный опыт. И призваны мы стоять не сами по себе, а неравнодушно относиться к нуждам братьев и сестёр по вере. Чтобы урожай Господа-сеятеля оказался по-настоящему богатым.