ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 28.09.2024


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Антоний Борисов

Что мы знаем о прощении? Чаще всего, мы воспринимаем прощение исключительно в категориях нравственных и эмоциональных. Однако в древнем Израиле прощение было вопросом жизни, смерти и крови. И именно в таком контексте необходимо понимать отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 8.

21Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?

23Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Христос в беседе с иудейскими старейшинами предрекает, как будет выглядеть Его кончина. Спаситель, правда, не обозначает в точности все детали. Но под вознесением, о котором говорит Господь Иисус, следует, конечно же, понимать вознесение на крест. То есть казнь через распятие. При этом, Христос указывает фарисеям и законникам, что Его (Христа) грядущая участь не принесёт оппонентам никакого облегчения, радости, счастья. А ведь законники Израильские на всё перечисленное надеялись, ведь, борясь с миссией Спасителя, они полагали, что оказывают сопротивление проповеди богохульника и бунтовщика. А потому физическое упразднение Иисуса из Назарета должно было принести пользу и облегчение и для ветхозаветной церкви, и для израильского общества.

Христос же предрекает совершенно иное будущее для Своих противников. Ни о какой праведности и речи быть не могло. Этих людей ожидало исключительно усугубление греховности. Слова Спасителя необходимо понимать в историко-религиозном контексте Его времени. И Сам Христос, и Его современники прекрасно знали, что такое жертвоприношение. Оно осуществлялось на праздники, но чаще всего имело место как последствие греха.

Иудей, совершивший религиозное преступление, должен был умереть. Но закон разрешал, чтобы вместо человека смерть приняло бы животное. И речь шла не об откупе от Бога, а обновлении личного завета-договора с Творцом. Этот завет заключался съедали на крови и завершался трапезой. Мясо принесённого в жертву животного съедали потом священники Иерусалимского храма, свидетельствуя, что грех искуплён, завет обновлён. Приносивший жертву должен был положить руку на голову животного перед алтарём, засвидетельствовать, что его кровь и кровь барана или тельца — это теперь его кровь. И священник, перед тем, как занести нож, напоминал грешнику, что цена его проступка — чужая жизнь. Жизнь в обмен на жизнь, смерть в обмен на смерть. Но воспользоваться этим даром можно было только в случае наличия покаяния в сердце.

Христос стал тем Агнцем, через смерть Которого, люди получили спасение. На Голгофе был установлен новый завет-договор между Богом и людьми. На крови Сына Божьего был заключён этот новый союз. Но те люди, что возложили на Христа руки, не имели в сердце покаяния. Потому и предрекает Спаситель, что грехи Его гонителей не смоются, но усугубятся. Не потому, что Бог жесток, а потому что самим этим людям прощение оказалось не нужно. Нужно ли оно нам? Каждый решает сам. Но тот, кто действительно хочет оправдания и освящения, пусть помнит, что благодать Божия вернулась в мир через крест, ставший символом жертвенной любви Господа к людям.

Добавить комментарий