Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Библия воспринимается христианами как Слово Божее — это все знают. Но может ли это Слово быть опасным и вредоносным для человека? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается в храмах во время богослужения.
Вопрос, поставленный нами в начале программы, звучит для верующего слуха провокационно и, может быть, даже оскорбительно. Очевидно, что Бог не стал бы говорить ничего, что было бы вредоносным и неправильным. Конечно, если задуматься, не все слова, которые мы находим в Священном Писании, принадлежат Самому Богу. В Библии мы слышим голоса не только праведников, но и грешников, и даже бесов, но дело не в этом. В XIX веке русский поэт Тютчев высказал мысль, которую в веке ХХ поддержали бы многие философы. Он сказал: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Как автор, он прекрасно понимал, что читатель способен интерпретировать текст, как ему угодно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о том, как Христос после крещения ведётся Духом в пустыню, где после сорокадневного поста к нему приступает сатана, чтобы искушать Его. Конечно, как Бог Христос был для него совершенно недоступен. Но пред сатаной был Человек, тайны Которого он не знал и понять не мог. Лукавый искушает Спасителя извне, ведь Сам по Себе Христос, как воплотившийся Бог, не мог иметь никаких греховных помыслов. Но дело не только в этом, но и в том, с помощью чего сатана это делает. Как и в случае с прародителями, он начинает разговор с непрямой цитаты, которая сразу отсылает к авторитету самого Бога и Его слова.
Если ты Сын Божий, то есть если после крещения Тебе сказана правда, претвори камни в хлебы… Дальше больше, ведь тот, кого в конце евангельской истории Спаситель назовёт «князем мира сего», предлагает Христу власть над всем, чем он по собственной мысли владеет. Наконец, в третьем искушении, лукавый не только вновь цитирует Бога-Отца, но и вспоминает псалом, который предрекает Мессии неуязвимость. Сами по себе цели, которые сатана ставит перед Христом, нельзя назвать греховными. Слова, которые он говорит, так или иначе имеют основание в Писании… Но методы, которые лукавый предлагает, недопустимы, ведь они предполагают измену Богу. Будучи послушен Отцу во всём и намереваясь исполнить Его волю до конца, Спаситель отвергает искушения. Однако, всё услышанное нами — не просто иллюстрация из жизни Богочеловека, но схема, по которой искуситель стремится соблазнить любого человека. Цели обычно не звучат особенно ужасно и необходимость их достижения порой обосновывается вполне логично… Всё для того, чтобы, как и в раю, соблазнить людей на достижение прекрасной цели греховными средствами. Со Своей стороны Спаситель показывает нам, что сами по себе призывы и идеи могут быть сколь угодно прекрасными, но нам, как христианам, важно сделать так, чтобы средства, которыми они достигаются, тоже были Божьими.