Евангелие дня
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, нет человека, которому хотя бы иногда не бывало бы стыдно. Стыд — очень интересное явление человеческой природы, и отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в православных храмах во время богослужения, помогает нам лучше разобраться в роли стыда в духовной жизни. Давайте послушаем.
Очень интересную этимологию слова «стыд» предлагает Владимир Даль: «Студ, стыд, стыдоба, стыдобушка — чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянье и смиренье, нутреная исповедь перед совестью; срам, позор, посрамленье, поругание, униженье в глазах людей; застыванье крови от унизительного, скорбного чувства». «Студ», то есть «холод», и «стыд» — родственные понятия. Отсюда же стыть, стылый, студить, студёный, студень, стужа — всё об одном.
Другими словами, стыд — это «окоченение души», омертвение её. Застыдившийся человек словно «сворачивается внутрь», существенно уменьшает пространство своего присутствия в бытии. Когда стыдно — хочется «под землю провалиться», исчезнуть. Стыдящийся — прежде всего отвратителен сам для себя, ему хочется сбежать от себя «такого», позорного, неприемлемого.
Но вот вопрос: в Евангелии Христос говорит о том, что, если «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». Насколько возможно вообще возможно представить ситуацию, когда человеку становится… стыдно за Христа и вообще за евангельское учение?
Да, такое бывает, и — нередко. Ведь дружба с миром — это вражда с Богом. И слова Христа — не только врачующие и вдохновляющие, но и обличающие, предупреждающие, даже грозные. Умолчать перед очевидным беззаконием — и вместо свидетельства о зле продолжать мило улыбаться, словно бы ничего не произошло — это и есть «постыдиться Христа и Его слов». Вытеснить за границы своего внимания явное пренебрежение заповедями — тоже предательство Христа. Испугаться охлаждения в дружеских отношениях из-за конкретности и некомфортности евангельских призывов — тоже из области «стыда». Если внимательнее всмотреться в то, как часто наше сердце «ёкает» при необходимости свидетельствовать вовне о правде Божией — окажется, мы вовсе не такие уж и отважные в нашей вере!..
Помоги же нам, Господи, Твоей силой исцелиться от малодушия и слабости веры, чтобы вместе с апостолом Петром иметь дерзновение ходить по водам «мира сего», целиком доверяя Тебе даже среди бушующих волн и сносящего ветра!..