- ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 14.11.2024
- АПОСТОЛ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 14.11.2024
- 📖 СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПО СХЕМЕ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА 14.11.2024
«СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА В ЧЕСТЬ СВ. ВЛКМ. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В ГРАНИЦАХ УЛ. ЕЛЬСКИХ В Г.МИНСКЕ»
Реализация данного проекта послужит сохранению истоков нашей государственности, веры и культуры, обезопасит историческую память для подрастающего поколения и послужит объединительным фактором для дальнейшего гармоничного строительства нашего Отечества.
Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Моменту выхода Христа на общественное служение предшествовала многовековая история израильского народа, вся она была подготовкой израильтян к встрече своего Спасителя. Неудивительно, что Господь, начав общественную проповедь, постоянно ссылался на знакомые Его слушателям образы и понятия Ветхого Завета. Так Христос поступил и в том отрывке 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем эти слова нашего Спасителя.
Есть определённый соблазн понять те слова, с которых начался только что прозвучавший отрывок Евангелия от Луки, как указание Христа исключительно на современных Ему иудеев: «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему» (Лк. 11:29). Но если мы будем внимательны к библейскому тексту, то мы увидим, что Спаситель здесь действует в согласии с древней традицией, которая предполагает, что под «родом сим» следует понимать не каких-то конкретных людей, а тех, кто нечувствителен к Божиим повелениям. Библейским примером такого словоупотребления может служить книга Бытия, в 7-й главе которой мы находим, что накануне потопа Ной оказался единственным праведником в «роде сем» (см. Быт. 7:1). Очевидно, что такие люди — забывшие Бога — есть в любом народе и в любое время, именно к ним, а не только к Своим современникам, обращался Христос в этом евангельском отрывке.
Но что же не так с этими людьми? Ответ заключён в словах Спасителя: эти люди настолько духовно омертвели, что не видят присутствия Божия в нашем мире, и, не видя его, они требуют знамений, которые доказали бы и бытие Божие, и божественное достоинство Христа. Господь предельно ясно дал понять, что такие люди никаких знамений не получат, потому что знамения уже были, и только совершенно испорченный человек может отрицать их по причине их древности.
Основным знамением, которое упомянул Спаситель, стало «знамение Ионы пророка». О том, что именно имел здесь в виду Христос, замечательно в своё время сказал святитель Амвросий Медиоланский: «Знамение Ионы прообразует воскресение Господа и свидетельствует о тяжких грехах, совершённых иудеями. Здесь на примере ниневитян можно увидеть и приговор божественного величия, и доказательство милосердия. Ниневитянам была объявлена кара и указано средство избавления от неё, так и иудеям не нужно отчаиваться в прощении, если только они захотят сотворить покаяние».
Иными словами, в отношении каждого поколения людей повторяется история Ионы: Бог призывает нас к изменению жизни, и делает Он это так, как сделал Иона — словами, и если у человека совесть ещё жива, то он не может не почувствовать, что он действительно нуждается в покаянии и изменении своей жизни. Если же совесть мертва, то такому человеку не помогут ни слова, ни знамения. Однако и эту ситуацию нельзя назвать безвыходной, ведь есть Бог, который способен не только воскрешать мёртвых, Он способен воскресить и умерщвлённые грехом души людей в том, конечно, случае, если люди осознают бедственность своего положения и будут готовы обратиться к Нему с мольбой о помощи.