Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Обращение к Богу — важнейший момент человеческой жизни, разделяющий её на «до» и «после». Ты жил и не знал Бога… или знал, но знание твоё было формальным и внешним. И вот тебе открылся Бог, открылась Его воля, Его замысел. И кажется, может ли быть что-нибудь важнее? Ответ не так очевиден, как кажется, и звучит он в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
У каждого священника, как, наверное, у каждого врача, есть опыт трагичных неудач. Ты делаешь всё, что можешь, но обстоятельства складываются не в твою пользу. Впрочем, есть в деятельности священника и врача существенное отличие. Зачастую врач работает с отдельными системами организма, деятельность которых подчинена биологическим, химическим и на самой глубине — физическим законам. И если у человека не работает или плохо работает какой-то орган, обычно это происходит не потому, что сам человек этого хочет. В свою очередь священник, как пастырь и наставник, обращается не к отдельной проблеме, но ко всему человеку в целом. И если человек отказывается от веры — это его свободный выбор.
Помню, когда я только начинал священническую службу, ко мне пришёл молодой человек, который не просто хотел креститься, но был готов подойти к этому осознанно. Радости моей не было предела, ведь пришёл человек, который сам захотел всё узнать, которому не надо ничего доказывать, не надо чуть ни силком заставлять ходить на огласительные беседы перед крещением. Опыта в подобных делах у меня было мало, но что мог сделать, я сделал. Не сомневаюсь, что мог сделать больше и лучше, но так или иначе, через пару лет я узнал, что человек этот всё же ушёл из Церкви. Думаю, у большинства священников есть подобный печальный опыт.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к самым разным людям, которым было доступно его благовестие. Они обратились к Богу благодаря Его проповеди. И не только обратились, но и со всей искренностью соединились для общей жизни в любви. Они не оставляли свои семьи, не переставали трудиться, зарабатывая себе на жизнь. Зачастую, если только речь не шла о профессии, связанной с грехом, в бытовом плане жизнь человека не менялась. Но его восприятие самого себя, отношений с Богом и окружающими людьми постепенно преображалось. Почему постепенно? Потому что в его внутреннем мире, как и в общественной жизни, не все были согласны с его выбором, не все были готовы его принять. В душе восставали страсти, а во внешней жизни находились те, кто призывал его вернуться к грехам, или смеялся над его новой верой и жизнью. Путь преображения не обещал быть простым. Именно поэтому, апостол, радуясь об успехах учеников, призывал их к бдительности и просил оставаться верными Христу.
Обращение к Богу действительно одно из важнейших событий в жизни человека, но не меньше значат и ежедневные духовные и нравственные усилия, которые мы призваны предпринимать, укореняясь и укрепляясь на пути веры.