Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Возможно ли быть христианином так, чтобы ни в чём себя не ограничивать? Несмотря на наши многочисленные попытки найти на этот вопрос утвердительный ответ, Евангелие крайне категорично: нет, это абсолютно невозможно. Такой ответ мы слышим и сегодня в православных храмах, в которых во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки.
Услышанный нами отрывок из Евангелия от Луки содержит три кратких диалога Спасителя с обратившимися с нему людьми. Все эти диалоги связаны со следованием за Христом: кто-то сам хотел пойти за Спасителем, кому-то Господь первым предложил пойти за Собой. Однако, каждый из этих диалогов заканчивается ничем, люди отходят в недоумении, ведь, как оказалось, следование за Христом не даёт никаких преимуществ в этой жизни, более того, оно может лишить человека и того, что он имел, такая жизнь требует от человека немедленного отстранения от всего, чем он жил ранее, она не позволяет медлить, оглядываться назад, и она не считается с естественными человеческими чувствами.
Список того, чего лишается решивший последовать за Христом человек, можно продолжать очень долго, а закончить его можно физической жизнью, ведь именно её отдавали за Христа мученики. Для внешнего по отношению к христианству человека всё это крайне непонятно. В самом деле: для чего нужно идти за Христом, исполнять Его повеления и менять себя, если это не может принести никакой выгоды? К мученикам тоже есть вопросы: зачем идти на смерть, если можно немного слукавить, отречься от Христа «понарошку», а потом принести покаяние и жить дальше?
Ответ на все эти и схожие с ними вопросы может быть только одним: любовь. Тот, кто любит, не станет думать о собственной выгоде. Тот, кто любит, не ждёт нужного времени и удачного стечения обстоятельств, чтобы быть с любимым, конечно, жизнь неизбежно вносит свои коррективы, но любовь всё равно понуждает людей быть вместе, несмотря ни на что, а награда здесь — сама любовь. Спаситель же предлагает нам не только любовь, но и блаженную вечность, то есть ту любовь, которая не ограничена сроками нашей физической жизни.
Существует неисчислимое количество историй о том, какие преграды люди преодолевали ради земной человеческой любви. Истории христианских мучеников — это истории про любовь к Богу. Все мы прекрасно понимаем, что не бывает любви без испытаний, понимаем, что любовь требует от нас изменений, и никому эти изменения не даются легко.
Так и с христианством: если нам кажется, что можно просто верить во Христа и никак не менять свою жизнь, то это точно такая же иллюзия, как и мысль, что можно быть женатым, и продолжать жить исключительно своими собственными интересами без какой-либо оглядки на жену, или же иметь детей, но жить так, будто бы ты ничем, кроме уроков, не обременённый ученик средней школы. Такое невозможно. Ну а тот, кто думает иначе, неизбежно столкнётся с печальными и даже трагическими последствиями собственного неразумия.