Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения Священного Писания, у человека есть выбор лишь между добром и злом. Никаких промежуточных опций попросту не существует. Иногда зло в Писании именуется бесчинством, это очень интересный термин, который мы далеко не всегда понимаем должным образом. Сегодня мы снова его слышим во время литургии в православных храмах, и звучит он в отрывке из 3-й главы Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.
Глава 3.
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
В самом начале только что прозвучавших апостольских слов мы услышали повеление «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно». Здесь же мы услышали и разъяснение этих слов. Оказывается, что бесчинное поведение — это не просто какие-то хаотичные и безумные действия, это любое поведение, которое своей основой имеет какое-либо иное, кроме апостольского, учение, и полностью мысль апостола Павла звучит так: «Завещеваем же вам […] удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фес. 3:6).
Пожалуй, нам стоит остановиться на этой мысли. Дело в том, что Церковь абсолютно убеждена в непреходящей актуальности апостольских посланий, а это означает, что и учение святых апостолов по-прежнему актуально, следовательно, тот, кто его не знает, или же знает, но не живёт по нему, тот поступает бесчинно, и рискует оказаться вне общения со Христом. Отсюда вытекает ещё одно следствие: любое учение, каким бы логичным, убедительным, духовным и авторитетным оно нам ни казалось, необходимо проверять на соответствие апостольскому учению. Конечно, здесь стоит помнить, что Священное Писание — это часть церковного Предания, а потому и понимание Писания принадлежит Церкви.
В отношении услышанного нами сегодня увещевания апостола Павла Церковь сделала однозначный вывод: слова апостола необходимо понимать так, как они звучат, его слова не имеют иного, кроме буквального, прочтения, а потому никакой христианин не имеет права на безделье, ведь труд — это то, что завещал апостол Павел. По его глубокому убеждению, ставшему убеждением Церкви, никто не должен быть обузой для других. Здесь, конечно, речь не идёт о тех, кто в силу возраста или же по причине болезней не способен сам себя обеспечивать, апостол подразумевал лишь взрослых и здоровых людей.