Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Можно ли задать Богу вопрос, на который Он не сможет ответить? Поймать Его на слове? Переспорить? Некоторые люди пытались. Об одной из таких попыток и о том, что из этого вышло, рассказывает отрывок из 20-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Помню, как однажды, ещё в средней школе, мы поехали с классом на экскурсию в один монастырь. Монахиня показала нам храм и другие достопримечательности, а под конец предложила нам помолиться Богу, каждому о чём-то своём, потихоньку. Ребята в классе были разные, кто-то верил в Бога, кто-то явно не верил. И вот услышав предложение помолиться, двое одноклассников подошли ко мне и спросили: если все люди на земле всю историю могут обращаться к Богу с просьбами, сомнениями, благодарностью и вообще со всем, что придёт им в голову, сколько же у Него должно быть оперативной памяти и какого объёма должен быть жёсткий диск, чтобы все эти обращения обрабатывать и хранить. Они были уверены, что это очень оригинальный способ доказать, что Бога нет, ведь компьютер с такими возможностями сложно было себе представить. В тот момент компьютера у меня не было, и я плохо разбирался в деталях его устройства, но, естественно, понимал несуразность подобных, если так можно выразиться, аргументов против бытия Божьего. Не помню конкретных слов, но каким-то образом я попробовал объяснить им, что Бог совершенно не материален, Он иной природы и слышит наши обращения не потому, что у Него есть уши с барабанными перепонками или воспринимающая аппаратура. И знает Он нечто не потому, что у Него есть мозг, оперативная память или винчестер. Повлияло моё объяснение или нет, но позже я видел, как один из них писал поминальную записку в храме.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как ко Христу подходят саддукеи и задают каверзный, как им казалось, вопрос, связанный с судьбой брака после воскресения мёртвых. Нас сегодняшних, привыкших к христианской идее воскресения, может удивить примитивность их подхода. Ведь они понимали воскресение, как простое восстановление всей прежней жизни. Спаситель с лёгкостью показывает им, что сама постановка вопроса неверна и воскресение вообще нужно понимать по-другому. Оно будет реальным, ведь для Бога все живы, но не будет ограничено социальными условиями нашего мира.
Иногда, оправдывая свой уход из церкви, люди подобно саддукеям выдумывают собственные каверзные вопросы. Выглядит это странно, ведь сегодня вера — частное дело и никто никого не может заставить верить или ходить в храм. Главное, что стоит понять — в отношениях с Богом не стоит хитрить. Если искренне хочешь верить — обращайся к Нему и Он ответит на все твои вопросы.