Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который приходит в Церковь, обычно начинает с того, что старается понять, по каким правилам она живёт и по каким правилам надо жить ему самому. В прежние времена для этого он мог спросить кого-нибудь из верующих, наши современники чаще всего ищут ответы в интернете. Эти ответы могут быть самыми разными: кто-то начнёт рассказывать о правилах поведения в храме, о необходимости исповедоваться, причащаться, соблюдать хотя бы основные правила… Однако есть заповеди, о которых с огромной долей вероятности никто такому человеку не расскажет, при том, что с них начинается самая известная проповедь Иисуса Христа. Некоторые из них звучат в отрывке из Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Думаю, большинство из тех, кто услышал прозвучавшее сейчас евангельское чтение, понял, что я говорил в начале программы о заповедях блаженства. И хотя перед нами самые настоящие заповеди, то есть то, что Спаситель заповедал, мне сложно себе представить, чтобы человеку, который пришёл в храм и спросил бы, что мне сделать чтобы спастись, сказали бы: сделай себя нищим духом или, скажем, сделай себя жаждущим правды. И дело не в том, что сами по себе заповеди блаженств как-то плохо или неправильно сформулированы. Просто, когда мы спрашиваем «что мне сделать?» мы обычно имеем в виду какие-то конкретные поступки, что прочитать, куда пойти, кому и что сказать, или даже какую мысль подумать о Боге, себе и других. Это должно быть что-то, о чём можно сказать — я это сделал, или, напротив, не смог сделать. Я могу читать молитвы, класть поклоны, читать Писание, помогать бедным… Много чего ещё, но как исполнить заповеди блаженства? Во-первых, надо сказать, что заповеди блаженства — это заповеди состояния, заповеди мировоззренческие, которые проявляются в первую очередь в моей внутренней, сердечной позиции. Во-вторых, стоит помнить, что без этих заповедей исполнение всего остального практически теряет смысл.
К примеру, возьмём первую, самую известную заповедь, которая призывает нас к нищете духовной. Многие христиане, а, возможно, даже и не христиане, сегодня понимают, что нищета духовная — это отказ от внутренней самоуверенности, или даже уверенность в том, что все твои силы, все возможности и способности даёт тебе Бог. Это может быть не так очевидно, если мы смотрим на простые вещи: способность думать, говорить, видеть… Хотя и они от Бога, люди редко об этом задумываются. Но если мы посмотрим на заповедь о любви, поразмышляем о своей способности терпеть, мы поймём, что сами к подобным вещам способны довольно плохо. И если человек приходит к Богу и говорит: «Господи, смотри какая у меня хорошая память, я смог выучить не только молитвослов, но уже доучиваю псалтирь», он услышит в ответ: «Полюби досаждающего тебе коллегу, потерпи старика с деменцией, прости незаслуженную обиду». И в итоге такой человек поймёт, что Бог ждёт от него чего-то совершенно другого. Совсем не того, что человек может дать Ему своими силами. А раз так, любому из нас, какими бы способностями мы ни обладали, придётся признать, что главные заповеди в христианстве мы можем исполнить только с помощью Божией.