Евангелие дня
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Невозможно спорить с тем, что рождение и жизнь Иисуса Христа самым значительным образом повлияли на мировую историю. Причём, не секрет, что оценки этого влияния могут быть разными и зависят от мировоззрения того, кто смотрит. Человеку стороннему, который никогда не задумывался над ролью Христа в истории, может быть трудно её определить. Хотя бы отчасти помочь в этом может отрывок из второй главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В наши дни, как в России, так и на Западе регулярно проходят диспуты между верующими и атеистами. Один из аргументов атеистов можно было бы назвать историческим. Они указывают на религиозные войны, которых в прошлом было немало, и говорят: «Вот посмотрите к чему приводит религия, верующие или разных религий или различных деноминаций внутри одной религии убивали друг друга, потому что религия воспитывает в человеке нетерпимость к чужой точки зрения». Конечно, небольшой комментарий на евангельский отрывок — не место для того, чтобы говорить подробно о причинах тех или иных войн, однако, сторонникам религии обычно хватает эрудиции, чтобы показать, что неверующие люди точно так же ведут войны, точно так же бывают нетерпимы к чужим точкам зрения и сама по себе религия здесь совершенно не причём. Скорее, можно говорить, что верующие люди, готовые убивать оппонента, в этот момент отходят от основ своей религии. По крайней мере про христианство так точно можно сказать.
Отрывок, который мы услышали, обычно читается в первое воскресение после праздника Рождества Христова. В нём, как мы слышали, говорится о событиях, которые произошли в течение первых двух-трёх лет жизни Спасителя. Казалось бы, если бы кому-то захотелось создать благостную и умилительную картинку, можно было бы обойтись без жестокости. Но евангелист с нами честен: внешне, сразу, автоматически пришествие в мир Богочеловека ничего и никого поменяло. Естественно, слушая историю избиения младенцев мы ужасаемся. Но знаем ли мы, что по законам Римской империи того времени любой глава семьи владел всеми своими домочадцами и мог спокойно приказать выбросить новорождённого на свалку, если количество детей казалось ему достаточным? И что Ирод, стремившийся убить Вифлеемских младенцев, действовал не как религиозный деятель, а как политик. В мире, где человек не считается образом Божиим, его ценность оказывается сведена к его функциям. Ни о каком достоинстве личности, ни о какой её ценности никто даже не задумывается. Да и с чего бы, если человек — просто высоко развитое животное? И если, услышав подобные рассуждения, человек возмутится и скажет: «не может быть, люди значимы и ценны сами по себе», значит, христианство на него повлияло. Мы можем быть верующими или не очень верующими, можем соглашаться с этим или нет, но сегодня мы ценим человека так высоко, потому что когда-то около двух тысяч лет назад, Бог так высоко его оценил, что Сам стал человеком, чтобы спасти людей от греха и смерти.