ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 17.01.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши дни многие люди интересуются историей своих предков, задумываются о том, каковы корни культуры, в которой мы живём. Обращаясь к классическим произведениям русской литературы, к художественному искусству, к обычаям и обрядам, существовавшим веками, люди с удивлением переоткрывают для себя их подлинный смысл, увидев их христианскую основу. Но всегда ли культура помогает в деле познания Христа или при неправильном подходе может даже мешать? Ответить на этот вопрос позволяет отрывок из 3-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

01В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

02и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

03Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

05Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

06и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

07Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08сотворите же достойный плод покаяния

09и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Как-то много лет назад я был на одной миссионерской конференции. Представители самых разных профессий, священники и миряне, историки, филологи, журналисты размышляли о проблемах проповеди христианства в современном мире. Среди докладчиков один говорил о том, что особенно близко христианство русскому народу, что именно русская культура является христианской по преимуществу, что она буквально создана христианством и более того, лучше всего выражает христианские идеи. С начальными тезисами сложно спорить, потому что русская культура, литература, музыка, термины духовной и нравственной жизни, пословицы и поговорки действительно имеют христианские корни. Более того, очевидно, что сам характер русского народа, его представления о добре и зле, ключевые нравственные категории также во многом сформированы христианской традицией и имеют явные корни в Священном Писании и Предании Церкви. Однако после того, как он сказал, что христианство лучше всего выражается на языке русской культуры, один из присутствующих священников начал очень эмоционально ему возражать. Сам он по происхождению был представителем одного из коренных народов России и эта мысль, что называется, задела его за живое. Пафос его слов сводился к следующему: если ограничить язык проповеди языком русской культуры, это ограничит проповедь всем остальным народам, которых, как известно в России очень много. Он совершенно справедливо подчёркивал, что в своё время благодаря проповеди апостола Павла, миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, преподобного Стефана Пермского и многих других, христианство перешло все культурные и языковые границы и обрело возможность говорить о Боге с представителями любых народов на их языке. Оно смогло вместить любые местные традиции, любые элементы культуры и быта, если они не противоречили вере и нравственной жизни.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим очень яркую проповедь Иоанна Крестителя, который строго и гневно запрещает иудеям надеяться на этническую, кровную связь с Авраамом как на нечто само по себе спасительное. Да, Бог обещал праотцу Аврааму благословить его потомков, но благословение это не автоматическое, оно распространяется на тех, кто продолжает веру Авраама и стремится к таким же глубоким и личным отношениям с Творцом, какие были у него. Вместо ложной надежды, которая подпитывала их самоуверенность, Иоанн призывал слушающих к покаянию и преображению жизни. Он был уверен сам и убеждал их, что благодаря покаянию и вере, истинные отношения с Богом могут быть доступны каждому, к какому бы народу он ни принадлежал и на каком бы языке ни говорил.

Добавить комментарий