ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 02.02.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Жития святых свидетельствуют, что стремление к Богу и жизнь по заповедям Христовым всегда требуют от человека напряжения всех его сил, в том числе и сил интеллектуальных: святые были вынуждены непрестанно искать ответы на два основных вопроса, во-первых, на вопрос о воле Божией в той или иной конкретной ситуации, а во-вторых, на вопрос о том, как осуществить волю Божию. В Евангелии мы тоже видим портреты людей, которые стремились ко спасению, а потому были вынуждены предпринимать нетривиальные действия для его достижения. Один из примеров такого рода — мытарь Закхей, о котором повествует 19-я глава Евангелия от Луки. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 19.

01Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

02И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

03искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

04и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

05Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

06И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

07И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

08Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

09Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Закхей появляется на страницах Евангелия внезапно и как бы случайно. Город, в котором он жил — Иерихон — находился на пути следования Господа Иисуса Христа. И описание Христова пути послужило основой для появления Закхея в Евангелии от Луки. Апостол Лука даёт нам некоторые предварительные сведения о Закхее: он мытарь, он богат, он небольшого роста, и он хочет видеть Иисуса. Из этих сведений невозможно сделать вывод о том, с чем было связано желание Закхея увидеть Христа — то ли это простое любопытство, то ли нечто большее. Однако имеет ли значение побудительная причина? Кажется разумным предположение, что если причина не упомянута в Евангелии, то о ней и не стоит рассуждать, ведь есть масса примеров того, как люди, зайдя в храм фактически случайно, оказывались в нём навсегда. Само желание человека оказаться в храме, или, как в случае с Закхеем, увидеть Иисуса — уже от Бога, и неважно, чем оно вызвано с сугубо практической точки зрения.

Значительно интересней было бы поразмышлять вот о чём: Бог подсказывает нам благие и спасительные действия, но всегда ли у нас хватает мужества, чтобы поступать так, как того хочет Бог?

Спаситель зовёт к Себе всех, однако было бы глубочайшей ошибкой думать, что Его призыв предполагает бездействие с нашей стороны. В самом деле: если кто-то пригласит человека на встречу, то приглашённый должен предпринять некоторый труд ради того, чтобы откликнуться на приглашение. Так и со Христом: Он приглашает всех, но дальше призван действовать сам человек. В зависимости от обстоятельств мы должны думать о том, как попасть на эту встречу. История Закхея показала, что даже физическое присутствие Христа рядом требует для встречи с Ним смекалки и забвения собственного статуса. Если же мы говорим о встрече со Христом в наше время — в период между Вознесением Господним и Его Вторым Пришествием — то здесь необходимо значительно больше смекалки и несопоставимо больше смирения. Собственно, вся наша аскетическая литература говорит именно об этом, и дай Бог, чтобы мы, вдохновившись примером мытаря Закхея, а также известных нам святых, обрели способность искать и находить пути ко Христу в любой, даже самой нетривиальной, жизненной ситуации!

Добавить комментарий