Евангелие дня
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы знаем Священное Писание, то мы знаем одну довольно очевидную и банальную вещь: всё было придумано до нас. К примеру, вырывать слова из контекста начали очень давно, занимались этим постыдным делом и оппоненты Христа. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка. В нём содержится диалог Спасителя с саддукеями, которые пытались жонглировать библейскими словами ради подтверждения своих религиозных взглядов. Давайте послушаем эту евангельскую историю.
Апостол Марк, упомянув саддукеев, упомянул и их неверие во всеобщее воскресение. Вообще, у такого неверия, которым поражены отнюдь не только саддукеи, есть свои основания, самое важное из которых состоит в том, что природа не знает возвращения от тления к жизни, опыт каждого человека показывает, что смерть необратима, и любое живое существо рано или поздно станет неживым, а через какое-то время и вовсе растворится в окружающей нас природе. Но это — наш субъективный человеческий опыт, несмотря на то что он всеобщий, он может быть далёк от истины, а потому верующие люди в большей степени склонны доверять не самим себе, а Священному Писанию.
Однако Священное Писание — таинственно и загадочно, при желании в нём можно найти подтверждение каким угодно идеям. И саддукеи, как мы услышали в только что прозвучавшем евангельском отрывке, с успехом находили подтверждение своим воззрениям на воскресение мёртвых. В качестве базы они взяли древний закон о так называемом левирате. Это закон появился во время Моисея, и он был связан с необходимостью увеличения избранного Богом народа, кроме того, в этом законе можно проследить и своеобразную идею бессмертия — бессмертие через детей.
Саддукеи использовали хорошо известный логический приём, который заключается в сведении к абсурду той или иной идеи. Есть закон, предписывающий брать в жёны вдову умершего брата, а что, если братьев много и все они друг за другом умерли? И что будет после всеобщего воскресения? Такие рассуждения хороши тогда, когда мы имеем дело с тем, что нас окружает, но если мы говорим о жизни будущего века, то эта логика перестаёт работать, именно на это и указал саддукеям Спаситель, сказав, что после воскресения люди будут подобны ангелам. Но что мы знаем об ангелах? Знаем лишь то, что они беспрекословно служат Богу и что они бессмертны. Нам неизвестны, скажем так, бытовые подробности жизни ангелов, да и само понятие быта вряд ли может быть к ним применимо.
Из этой евангельской истории следует как минимум три вывода. Во-первых, категорически не стоит размышлять о жизни будущего века в категориях земной жизни. Это грубая ошибка. Во-вторых, бессмертие — не сказка, не фантазия, не миф и не выдумка, бессмертие связано с Богом, Он даёт бытие как материальному творению, так и духовному, и Его воля состоит в том, чтобы никакое разумное творение, однажды обретя бытие, бытия не лишилось. Третий же вывод состоит в том, что не стоит пытаться подстраивать прочтение Писания под свои предпочтения, но стоит верить тому пониманию Библии, которое даёт нам Сам Бог в лице Господа нашего Иисуса Христа.