ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 05.02.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы внимательны к самим себе, то мы знаем, что к разным заповедям Божиим у нас разное отношение. Кто-то, скажем, сконцентрирован на исполнении заповеди о почитании родителей, но при этом не особо обращает внимание на заповедь, запрещающую завидовать, а кто-то, напротив, умеет довольствоваться лишь самым необходимым, но при этом не всегда корректен по отношению к родителям. Очевидно, что мы не в состоянии в равной степени исполнить все заповеди, однако есть среди них та, без исполнения которой исполнение всех прочих одновременно и невозможно, и бессмысленно. Речь идёт о первой из заповедей закона Моисея. Именно о ней говорится и в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.

Глава 12.

28Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!

31Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

33и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Нет ни малейшего сомнения в том, что вопрос книжника не был вызван незнанием ответа. Любой внимательный читатель Библии знает, что первая заповедь — это заповедь о любви к Богу. Прекрасно знал об этом и книжник, но тем не менее, он решил спросить об этом Христа. Можно было бы заподозрить, что книжник хотел своим вопросом искусить Спасителя, но это беспочвенное подозрение, ведь в вопросе не было никакого «двойного дна». Но зачем же тогда книжник завёл разговор о первой заповеди?

Дело в том, что очевидное как для нас, так и для книжника, было вовсе не очевидным для всех очевидцев описанной Евангелием от Марка беседы. В 12-й главе этого Евангелия рассказывается о самых разных людях, так, упомянуты саддукеи, которые не верили в воскресение мёртвых, хотя и учение о воскресении тоже вытекает из Священного Писания, были в иудейской среде и те, кто считал главнейшей заповедью не заповедь о любви к Богу, а заповедь о субботе или же о заповедь о жертвах. Между этими группами иудеев шёл постоянный спор, и они искали новые аргументы, а также и новых сторонников своей точки зрения.

Конечно, Спаситель не мог дать какой-то иной ответ, кроме того, который Он дал. Его ответ, с одной стороны, показывает истинность книг Ветхого Завета, с другой же стороны, ответ Христа напоминает нам о необходимости помнить об основе нравственного учения Библии — оно строится на любви к Богу и к ближнему. Если же наша духовная жизнь ведёт нас к чему-то иному, или же если она базируется на чём-то ином, то стоит внимательно задуматься над словами Спасителя и пересмотреть собственные нравственные установки. К счастью, евангельскому книжнику не пришлось это делать, но далеко не все люди столь же близки к Царству Божиему, как этот человек.

Добавить комментарий