ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 17.02.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В Евангелии немного, но всё же присутствуют очень ярко выраженные истории… про Божественную иронию. И одна из таких историй сегодня читается в храмах за богослужением, а именно — отрывок из 11-й главы Евангелия от Марка.

Глава 11.

01Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих

02и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

03И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

04Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

05И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

06Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.

07И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

08Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

09И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

Вход Христа в Иерусалим — по своей сути сплошная ирония. Ирония, но не насмешка! Бог входит в город как Царь и Победитель, но вскоре будет повешен на Кресте как позорный преступник. Толпа наконец-то ощутила себя неким единством, сплочённостью и думает, что теперь-то всё будет, «как правильно должно быть», но в итоге сама же вынесет смертный приговор своему Мессии. Символ царского триумфа — конь и колесница, развевающиеся знамёна. А тут — ослёнок, робкое, почти комичное животное. Бог словно бы говорит: «Вы хотели Мессию, грозного сокрушителя врагов? Вот, пожалуйста: Я — кроткий и смиренный. Как вам такой Царь? Готовы принять?»

Бог берёт все мыслимые и немыслимые символы человеческого триумфа — и «выворачивает их наизнанку»: Он не умаляет торжества Своего входа в Иерусалим, но превращает его в символ грядущей жертвы, о которой пока никто не догадывается.

Примечательно, что между двумя, казалось бы, несхожими словами — «иллюзия» и «ирония» — есть прямая связь в латинском языке. Само слово illusio («ирония», «обман», «заблуждение») происходит от глагола illudo (в архаической форме inludo), который состоит из приставки in- («в-») и корня ludo («играть», «шутить», «веселиться», «насмехаться», «обманывать», «дурачить»). То есть «ирония», как и «иллюзия», — это своеобразная игра.

Есть ли смысл в этой Божественной иронии — Божественной игре, столь явно показанной в этом евангельском эпизоде? Конечно же, есть. Он в том, что нам, словно малым детям, показана истинная ценность и значимость всех представлений о власти, могуществе, торжестве, «общественном мнении», триумфе — всех так называемых «констант», на которые в первую очередь ориентирована человеческая мысль. Всё «великое» в глазах людей может в мгновение ока не просто обернуться в прах, но и стать своей полной противоположностью. Наши общепринятые ценности вдруг превращаются в откровенный фарс. И Бог, словно «подыгрывая» ожиданиям людей, не останавливается на их предвкушениях и не следует их логике — а доводит дело до невероятного на первый взгляд, но неизбежного по своей сути завершения.

Иногда, когда человек оказывается настолько глух и упрям, что никак не может нас услышать, лучшее, что можно сделать, — это ирония. Ирония, но не насмешка!..

Добавить комментарий