ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 19.02.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Наверное, вам приходилось встречать на улице людей, одетых в покрытую шипами и другими агрессивными элементами одежду — всем своим видом как бы заявляющих: нечего глазеть, проходите мимо!

Отрывок из 14-й и 15-й глав Евангелия от Марка поможет нам лучше понять психологические причины такой вызывающей одежды. Давайте послушаем.

Глава 14.

43И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.

44Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.

46А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

47Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

49Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50Тогда, оставив Его, все бежали.

51Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

52Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

56Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:

58мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

59Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

61Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника

67и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

70Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Глава 15.

01Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Давайте сфокусируемся на эпизоде ареста Иисуса — когда к Нему, безоружному, приходят с «ножами и кольями», словно бы Он представлял собой огромную опасность. И, как мы видим дальше, Иисус не только не пытается оказать хотя бы малейшее сопротивление — но категорически запрещает Своим ученикам даже думать об этом!

Так зачем же нужны были эти «мечи» и «колья» пришедшим арестовать Христа? Я думаю, причина была в глубоко потаённом, но вытесненном, непозволенном проявиться, ощущении недолжного — того, что и арест был беззаконным, да и Сам Иисус не представлял никакой угрозы для общества. Подросток, когда его родитель указывает на неправильность, греховность поведения, старается «ощериться», ощетиниться, «выпустить шипы» в виде сквернословия, обесценивания или какого-то иного вида внешней агрессии. Он так делает, потому что, с одной стороны, понимает правильность претензий — но с другой — совершенно не готов их принять, смириться и изменить свой образ жизни. Эта глубинная двойственность изнутри разрывает душу — и чтобы хоть как-то заглушить этот внутренний крик, необходима внешняя, нарочитая декларация своей силы, мощи, «самовластия» или даже безрассудства.

Именно об этом — и упомянутая ранее одежда с шипами и прочими атрибутами агрессии. Она вовсе не о том, что её носитель — «само воплощение зла», «Адово детище», напротив: эта одежда кричит о том, что внутри — неразрешённый конфликт с самим собой, внутри — боль неразродившегося сожаления, а, может, и покаяния, внутри — скукожившаяся, страдающая от себя же самой душа — которой невыносимо страшно и стыдно признаться в своём же непотребстве.

Главный урок, который мы должны вынести из сегодняшнего чтения — научиться реагировать на агрессию других не «симметрично», не злобой и неприятием — а как Сам Иисус: с искренним и ироничным сожалением…

Добавить комментарий