Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни для кого не секрет, что мы сейчас переживаем не самые лучшие времена: идут военные действия, гибнут люди, многие вынуждены оставить свои дома и скитаться. Однако если кто-то из священников сделает публичное заявление и скажет, что всё это имеет свои духовные причины, а потому должно привести нас к переосмыслению жизни и покаянию, то такого священника мгновенно поднимут на смех: во-первых, кто он такой и куда он лезет, а во-вторых, какое такое покаяние, если у военного конфликта есть вполне понятные геополитические причины? Нам зачастую кажется, что пост, молитва и покаяние как средства для остановки трагедий — это пережиток дикого прошлого, некий доставшийся нам от предшествующих поколений атавизм, нечто категорически несерьёзное. Любопытно, что точно так же к этим средствам относились и в библейскую эпоху — пророки призывали к посту и покаянию, но их мало кто слушал. Один из таких призывов содержится во 2-й главе книги пророка Иоиля. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
12Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
13Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
14Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
15Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
16Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
17Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»
18И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
19И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.
20И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его — в море восточное, а заднее — в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла.
21Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.
22Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.
23И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде.
24И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем.
25И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас.
26И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки.
Библейская история нас учит, что благоденствие общества напрямую связано с его благочестием. Если же происходят какие-то беды, то стоит, наряду с устранением последствий, заняться и устранением первопричин несчастий, первопричины же всегда состоят в забвении Бога и Его заповедей. Конечно, формально люди могли быть вполне благочестивы, то есть они могли исполнять всё то, что было предписано законом Моисея, но при этом их жизнь позволяла пророку Исайе от лица Бога сказать такие слова: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).
Вообще, пророки с удивительным упорством повторяли одну и ту же мысль: истинное благочестие состоит не в формальном исполнении заповедей, а в том, чтобы сделать себя самого принадлежащим Богу. Услышанный нами только что отрывок книги пророка ИоИля говорит о том же: наряду с призывом к покаянию ради нормализации жизни народа, пророк проповедует призыв «раздирать сердца ваши, а не одежды ваши», то есть каяться нужно не через какие-то внешние действия, а через изменение сердца, или, иначе, путём радикальной перемены всего склада жизни.
Кроме того, Иоиль говорит, что покаяние должно быть всенародным, что из него не должен быть исключён никто — ни младенец, ни старик, ни радующиеся заключению брака жених с невестой. В награду же пророк обещает прекращение всех нестроений и всестороннее благоденствие общества.
Поверили ли пророку слушавшие его люди? История отвечает на этот вопрос отрицательно, однако слова пророка продолжают звучать, его слова о покаянии лежат в основе многих песнопений Великого поста, а отрывок из книги пророка Иоиля звучит в последние предпостовые дни. Да, пророк не был услышан своими современниками, но может быть его сумеем услышать мы?