БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА С ТОЛКОВАНИЕМ НА 07.03.2025 (♫)


Библейские чтения

,

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда можно услышать, что люди во все времена были одинаковыми и наше время в нравственном отношении от прежних эпох не отличается. Якобы всегда находился тот, кто ругал своих современников и говорил, что наступили последние времена, но общество продолжало жить и развиваться. Но как обстоят дела в действительности? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

01Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,

02храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,

03пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

04И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

05И в народе один будет угнетаем другим, и каждый — ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

06Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

07А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

08Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его.

09Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

10Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;

11а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

12Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

13Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы.

14Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах;

История этики, как и всякая история, в первую очередь призвана оперировать фактами. А факты таковы, что уже в древней Месопотамии и древнем Египте были периоды упадка, которые порой преодолевались, а порой означали закат той или иной культуры и цивилизации. И в античности, конечно, встречались авторы, говорившие о падении нравов и подчёркивавшие, что путь, по которому идёт общество, приведёт его к гибели.

В тексте, который мы сейчас услышали, пророк Исаия описывает глубочайший кризис ветхозаветной цивилизации. Причём кризис не просто нравственный, но затрагивающий все сферы общественной и бытовой жизни… Ведь если ты предал себя Богу, а потом предал самого Бога, с чем ты останешься? Что будет твоей опорой? Конечно, с человеческой стороны всё это выглядит как гнев Бога, Который забирает у иудеев жизненные ресурсы: посох, хлеб, воду, вождей и воинов, мудрых советников и людей искусных и даёт им отроков и детей в начальники… Однако всё не так просто, ведь на самом деле происходящее — результат жизни людей, который лишь попущен Богом. Ведь не Он заставляет людей угнетать друг друга, не Он вынуждает бороться всех против всех… Всё это делают сами люди. Но главное даже не в этом. Жестокое и хищническое отношение свойственно обществу со времён убийства Каином Авеля. Особенность же описываемой ситуации в том, что о своём грехе они рассказывают открыто и, как Содомляне, не скрывают его, навлекая на себя зло. Кажется, раз были народы, которые уже так делали, в чём же уникальность иудейской ситуации? Она, очевидно, в том, что иудеи заключили завет с Богом и похвалялись своими грехами, в глубине души точно зная, как они должны жить на самом деле.

Нравственные кризисы в истории человечества бывали разными, это факт. Но самый страшный кризис наступает тогда, когда против Бога и Его воли с пренебрежением восстают те, кто больше других призван её защищать. Тогда, во времена Исаии, перед лицом такой опасности оказались иудеи. Сегодня же нам, людям, крещённым во Имя Пресвятой Троицы, надо быть особенно внимательными. Ведь раз нам открыта Истина, на нас лежит особая ответственность за её сохранение и распространение в мире.

Добавить комментарий