Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам случалось замечать, что в жизни бывают резкие повороты, которые, казалось бы, ничего не предвещало. Словно неожиданно оборвалась тонкая ниточка — и точка невозврата оказалась пройдена.
В этот день Великого поста в храмах читается отрывок из 5-й главы Книги Исаии, который как раз и объясняет, что же это была за «ниточка» в истории еврейского народа.
Глава 5.
07Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.
08Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
09В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей;
10десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
11Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
12и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
13За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
14За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
15И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
16а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
Израиль и Иудея в период VIII в. до Р.Х. переживали относительную экономическую стабильность. Богатые землевладельцы скупали у бедняков дома и поля, присоединяя их к своим владениям. В результате бедные лишались средств к существованию и попадали в рабство или долговую кабалу.
«Тонкая ниточка», обрыв которой привёл к катастрофе всего народа — а именно к захвату ассирийскими войсками в 722 году — у пророка обозначена следующими словами: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле». Интересно, не правда ли? Казалось бы, нет ни слова осуждения самому по себе процессу экономического роста и развития — но как только начинается вытеснение, пренебрежение интересами других соплеменников — ниточка быстро рвётся.
В поддержку образа «ниточки» мне хочется привести ещё одну метафору. Помню, будучи совсем ребёнком, я недоумевал: почему если вытащить морковку из земли — и потом сразу же посадить обратно, она всегда погибает? Ведь можно другие растения пересаживать — и даже многократно! — а с корнеплодами такое невозможно? Ответ, конечно же, вы знаете: главный источник питания корнеплода — огромная ризома, сеть тончайших, почти невидимых корней, которая и обеспечивает растение всеми необходимыми веществами. Достаточно немного её надорвать — и всё, растение больше не вырастет!
Каждый из нас тоже живёт, подобно «морковке», с широко разветвлённой «ризомой» — из тонких, порой кажущихся нам самим малозначащих отношений с другими людьми. В определённый момент может показаться, что всем этим «незначительным» вполне можно пренебречь — ради экономии сил, времени, внимания — чтобы сосредоточиться на каких-то важных, «прорывных» вещах. Так и происходит «вырывание» нашей морковки и неизбежное её усыхание.
Устремившись в упоении успеха к ещё большему благосостоянию и богатству, лидеры еврейского народа перестали считаться с потребностями и нуждами тех, кто для них стал «отягощающим фактором» — а в итоге не только лишились всего, но и надолго вообще утратили свою государственность. Вот какой может быть суровой расплата за небрежность к другим людям и горделивое выпячивание своей значимости за счёт обделения других!..