Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любому народу, как, впрочем, и любому человеку свойственно искать причины своих бедствий вовне. Нам, зачастую, кажется, будто бы наши невзгоды — это нечто случайное, какая-то нелепица, вызванная либо стечением обстоятельств, либо происками врагов, либо ещё какими-то факторами, заложниками которых мы оказались. Книга пророка Исайи уверяет, что это не так, и что причины бед нужно искать, в первую очередь, в самих себе. Эту мысль Исайи мы можем найти в звучащем сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах отрывке из 9-й и 10-й глав его книги.
Глава 9.
09чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами.
11И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
12Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
13Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
14И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
15старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
16И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
17Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
18Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
19Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
20И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Глава 10.
01Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
02чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
03И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
04Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
В только что услышанном нами отрывке книги пророка Исайи содержатся упоминания различных бедствий, которым подвергся еврейский народ в годы жизни пророка. Какие-то из этих бедствий можно идентифицировать по внебиблейским источникам, какие-то нет, но, конечно же, этот отрывок книги пророка Исайи звучит во время Великого поста в храмах вовсе не для того, чтобы мы по нему изучали историю Древнего Израиля, цель включения слов Исайи в наше богослужение совсем иная: в этих словах мы должны увидеть самих себя. В случае с нынешним отрывком сделать это довольно просто, ведь его основная мысль очевидна: Бог наказывает Свой народ за грехи, в частности, за гордость и надменность, но народ не понимает, что за всеми бедствиями стоит Бог, и потому Исайя констатирует, что «народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает» (Ис. 9:13). После этих слов следует поэтическое описание ещё больших бедствий, которые обрушатся на непокорный и столь нечувствительный к воле Божией народ.
Конечно, у еврейского народа уникальные отношения с Богом, но Бог — Бог не только евреев, Бог — Творец всего и всех, а потому та парадигма действий, которую мы видим в Библии, простирается и на все прочие народы, именно поэтому в истории любого народа бывают схожие с описанными Исайей беды. То же самое можно сказать и про человека: так или иначе, но у нас бывают мрачные времена, которые, конечно же, имеют своим основанием набор объективных факторов, но нам стоит помнить, что за всеми этими факторами стоит Бог, и без Него крайне непросто что-то изменить, а это значит, что жизненные сложности должны становиться побудительной причиной для более усердного обращения к Богу и к своей совести.