Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Первые библейские книги появились очень давно — Моисей жил около трёх с половиной тысяч лет назад, очень давно жили и другие библейские авторы, в частности, пророк Исайя — нас ним разделяют более двух с половиной тысяч лет. Авторы Библии — и Моисей, и Исайя, и все прочие — говорили о Боге, но они никогда не призывали представлять Бога как некое материальное существо, к примеру, как восседающего где-то за облаками старца. Они видели Бога совершенно иначе. Пророк Исайя выразил представление о Боге в 40-й главе своей книги. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения. Давайте послушаем его.
Глава 40.
18Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
19Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
20А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча предНим; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
23Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
25Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
26Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?
28Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.
В советские года массово уничтожались не только храмы, но и кладбища. Происходило уничтожение кладбищ в городах, в которых эти действия хоть как-то можно оправдать — места в городах всегда не хватает, уничтожались кладбища и в сёлах, как правило, без какого-то внятного смысла, и до сих пор места бывших сельских кладбищ представляют собой пустыри. Зачем это делалось? Ответ может быть только одним: чтобы уничтожить память о предках, чтобы сделать людей ничем не привязанными к своей земле, к своему роду. Такими людьми проще манипулировать.
Тогда же происходили и более опасные манипуляции: людям ограничивали доступ к Библии, ведь Библия самим своим текстом обличает ложь антирелигиозной пропаганды, Библия свидетельствует, что Бог вовсе не таков, каким Его пытаются представить советские агитаторы, Бог совсем иной, и об этом замечательно сказал Исайя, который от лица Бога воскликнул: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис. 40:25). У Бога нет полного подобия в сотворённом Им мире, любая аналогия в разговоре о Боге будет неудачной и весьма ограниченной, такие аналогии нужны лишь для того, чтобы указать на то или иной свойство Бога.
Слова Исайи свидетельствуют об очень важной истине: люди во все времена имеют тенденцию к уклонению в ложные представления о Боге. Если бы это было не так, то не было бы язычества, не было бы раскидистого дерева оккультных верований, да и Исайя, обращаясь к своим соплеменникам евреям, не стал бы писать эти слова. Вполне очевидно, что никто сознательно не избирает ложные представления о Боге, такие представления приходят сами, и они всегда связаны с нашими грехами. Сегодня Церковь напоминает нам об этом факте. Напоминает и призывает всеми силами стараться держаться истинного, то есть библейского, представления о Боге и не искажать наши знания впадением в грехи.