ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 17.04.2025 (♫)


Евангелие дня

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий человек, желающий причаститься, призван задумываться о нравственном и духовном состоянии своего сердца. Однако задумавшись над этим всерьёз, мы оказываемся перед очевидным вопросом: разве вообще можно быть готовым к подобной встрече со Христом? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 22-й главы Евангелия от Луки, который чтения читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 22.

01Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

02и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

03Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

04и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

05Они обрадовались и согласились дать ему денег;

06и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

07Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

09Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

27Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Всякий, кто имеет опыт подготовки к Причастию, помнит слова святителя Иоанна Златоуста, которые он обращает ко Христу в молитве: «Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошёл под кров дома моей души, потому что он — пуст и повалился». Осознаём ли мы, читая эти слова, что их говорит святой, который не кокетничает и не лицемерит перед Богом? Думаю, не всегда. Потому что для многих нормой оказывается искреннее желание быть достойными Причастия, причём порой достоинство измеряется постом, прочтением молитв и исповедью. Иногда настолько подробной и скрупулёзной, что, кажется, исповедующийся готов будет сказать иначе, чем святитель: «Заходи, Господи, в мой дом, я навёл в нём полный порядок». Звучит абсурдно, но внутренне многие стремятся именно к этому, не осознавая бессмысленности такого подхода.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как Спаситель причащает учеников. Причём из текста парадоксальным образом выходит, что Христа окружали слабые и несовершенные люди, которым Он всё равно преподаёт Свои Тело и Кровь. Например, сразу после Причастия Спаситель говорит им о том, что среди них предатель, из чего выходит, что причащён и он. Более того, после спора о личности предателя, ученики начинают спорить о том, кто из них главнее… Иными словами, мы понимаем, что отличительной чертой учеников была отнюдь не нравственная безупречность. Но что же? Об этом прекрасно говорит Сам Господь, Который, не поддерживая их спор о старшинстве и указывая им на важность служения друг другу, обещает им Царство Небесное, но не по причине их идеальности, а по причине верности Ему как Учителю, с которым они пребыли в Его испытаниях. При этом Он знает, что даже в этой своей верности они несовершенны, им многое предстоит пережить, чтобы в ней утвердиться.

Задумываясь об этом, мы понимаем, что, призывая нас вкусить Его Тела и Крови, Христос ждёт от нас не безупречности, к которой мы всё равно не способны, он ждёт от нас подвига верности, которую мы, пусть и не сразу, призваны проявлять в самых разных моментах нашей жизни.

Добавить комментарий