Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос воскресе! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Кому-то это может показаться странным и удивительным, но в день Светлого Христова Воскресения евангельский отрывок, который читается во время торжественного пасхального ночного богослужения, ни слова не говорит о празднуемом ныне событие — о Воскресении Христовом. Пасхальный евангельский отрывок посвящён тому вопросу, к размышлению о котором подводит нас Христово Воскресение: так Кто же Такой Воскресший Христос? Давайте послушаем ответ, который нам даёт звучащий сегодня во время литургии отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна.
Глава 1.
01В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
02Оно было в начале у Бога.
03Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
04В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
05И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
06Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
07Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
08Он не был свет, но былпослан, чтобы свидетельствовать о Свете.
09Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
В Евангелии от Матфея и в параллельном фрагменте Евангелия от Марка есть вопрос, который Христос адресовал Своим ученикам, Господь спросил, за кого Его почитают люди. Апостолы ответили так: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:14). На этом беседа Христа с учениками не остановилась, и Господь спросил, что же сами апостолы думают о своём Учителе. Ответ дал апостол Пётр: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16). Мы можем лишь гадать о том, что именно имел в виду апостол Пётр тогда, когда произносил это своё исповедание. Если следовать евангельскому повествованию, то слова Петра не были в полной мере его собственными, знание о Христе апостолу открыл Бог-Отец (см. 16:17).
Несколько иначе обстоит дело с тем знанием о Христе, которым делится с нами апостол и евангелист Иоанн Богослов: с одной стороны, и ему то, что мы только что услышали, открыл Бог, с другой же стороны, написанное апостолом Иоанном, — это выражение его личного опыта, полученного в общении с Воскресшим Спасителем мира. Иоанн, начиная свою речь о Христе, использует совершенно удивительные понятия, те, которые никто и никогда не применял к человеку, апостол написал, что Христос — творческое Слово Божие, что «всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть», и что в Нём наша жизнь. Без Христа нет ничего, без Христа всё превращается в пустоту, в небытие, а полнота жизни, напротив, во Христе.
Сегодня мы торжествуем жизнь. Но, конечно же, не жизнь в её биологическом смысле, сегодня мы воспеваем Источник жизни — Спасителя мира Христа. Его Воскресение открыло человечеству истину о Нём — мы больше не сомневаемся и не гадаем, теперь мы доподлинно знаем, что «мир чрез Него на́чал быть», и если мы жаждем жизни во всей её полноте, если мы хотим стать причастниками жизни вечной, то у нас есть лишь один путь — Христос, ведь Он — наше воскресение и наша жизнь!