Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Жалость, снисхождение, забота — всё это кажется очень важным в мире, полном жестокости, соперничества и эгоизма. Но могут ли эти явления быть вредными и даже опасными? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 16-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 16.
02Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
03Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
04Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
05А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
06Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
07Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
08и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
09о грехе, что не веруют в Меня;
10о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11о суде же, что князь мира сего осужден.
12Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Практически всякий родитель, в своё время учил своих детей ходить, держал сначала за две руки, потом за одну… Радовался первому неуверенному шагу и переживал за падения. Но, пожалуй, никому не приходило в голову, что ребёнка нужно будет держать за руку всю жизнь. Как-то пару лет назад моя знакомая, участвующая в приёмной кампании вуза, рассказывала, что с одним из поступающих на экзаменах хотела присутствовать мама, которая всегда и во всём старалась сопровождать и поддерживать своего сына. Наверное, она была уверена, что это проявление любви, хотя на самом деле подобная любовь скорее калечит и лишает будущего. Детские черты хороши в детстве, они умиляют и радуют… Но инфантильность, которой так много в современном обществе, и, к сожалению, особенно в мужской его части, ведёт к нравственной и духовной деградации, ведь инфантильный человек не способен к взрослым поступкам, не способен брать на себя ответственность, быть самостоятельным и жертвенным.
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна, которое кажется таким богословски возвышенным и совершенно далёким от проблем современного общества, Спаситель говорит с учениками о страданиях, которые им предстоит пережить. Страдать всегда трудно, но особенно тяжело при публичном унижении, когда люди, причиняющие боль, уверены, что делают добро и лишь наводят порядок. При этом Сам Христос рассказывает апостолам о предстоящих бедах в преддверии не только Своих смерти и воскресения, но в первую очередь Своего вознесения к Отцу Небесному. Услышав это, ученики опечалились, потому что рядом с Тем, Кто всегда знает ответ на вопрос, с Тем, Кто накормит толпу пятью хлебами, Кто утишит морскую бурю… рядом с Ним легко, радостно и надёжно… Да и многому можно научиться! Но… тут уместно задать вопрос: когда же воплощать то, чему учился? Когда подтверждать, что хорошо усвоил урок?
Ученикам Христа предстоит сложная и трагичная жизнь, однако только проживая её самостоятельно, без внешнего и явного присутствия Учителя, они смогут принять Духа и быть верными Спасителю не благодаря Его внешнему водительству, но благодаря сознательному и вольному соработничеству с Богом. Наверное, им бы хотелось, чтобы Учитель их пожалел, проявил снисхождение и продолжил бы заботиться об их духовном состоянии, но именно то, что сделал Христос, и было подлинной заботой. Заботой об их будущем, об их духовном росте, ведь человек растёт и развивается, только преодолевая трудности. Кроме того, Спаситель знал, что оставляя Учеников, Он не оставляет их одних, ведь Дух Святой пребудет с ними на всех путях их жизни.