Церковная жизнь у многих ассоциируется с деятельностью духовенства. Что вполне объяснимо. Священство — так сказать, витрина церковной жизни. О значении служения духовенства и корнях этого служения рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Евреям, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся вжертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Богослужение в храме Соломона в Иерусалиме совершали ветхозаветные священники. Все они, без исключения, принадлежали к одному роду-колену, восходящему к сыну праотца Иакова, Левию. Такова была воля Господня. Иудейский первосвященник, высшая степень религиозного служения в древнем Израиле, тоже являлся потомком Левия, но обязан был также иметь родство с праотцем Аароном — братом пророка Моисея. Аарон — первый в истории ветхозаветный первосвященник. Вместе с Моисеем Аарон вывел еврейский народ из Египта. Во время путешествия по Синайской пустыне он совершал богослужение в Скинии — переносном храме.
Веками служение первосвященника было пожизненным. Однако ко времени Рождества Христова всё изменилось. Жестокий царь Ирод, боясь потерять власть, видел в собственных подданных врагов. В том числе он опасался того общественного авторитета, что имелся у первосвященника. Поэтому Ирод сделал так, чтобы в Израиле имелось сразу несколько первосвященников. Они сменяли друг друга либо по установленной череде, либо просто по желанию правителя. Впоследствии первосвященники стали назначаться также по указанию римских властей. В итоге во время земной жизни Иисуса Христа в Иерусалиме было несколько первосвященников.
Наиболее часто евангелисты упоминают двух из них — Анну и его зятя Каиафу. Оба они был саддукеями, то есть теми, кто сотрудничал с Римом и, среди прочего, не верил в бессмертие души. Анна являлся хитрым интриганом с мощнейшими связями. Он тайно управлял храмовой казной, распоряжался ритуальным имуществом. Действующим первосвященником был Каиафа. Но по факту он был марионеткой в руках своего тестя Анны. Однако именно Каиафа осуществил жест, ставший символом прекращения первосвященнического служения. Во время суда над Христом Каиафа в гневе разорвал на себе одежды. Тем самым он одновременно совершил богохульство и вынес пророчество — Иерусалимский храм будет разрушен, а ветхозаветное священство упразднено. Его заместило собой священство новозаветное, ведущее начало не от Аарона и Левия, а от Христа Спасителя — Божественного пастыря.
В первые века христианства Спасителя было принято изображать на иконах и фресках не в виде первосвященника или Небесного судьи. А в виде пастыря доброго, то есть заботливого пастуха, который охраняет стадо овец от различных опасностей и является тем, за кем не страшно следовать. В Евангелии от Иоанна Христос Сам называет Себя Пастырем, причём Пастырем добрым. И тут же поясняет, почему Его утверждение является верным. Пастырь добрый полагает душу свою за овец.
Слова Христа нашли подтверждение на практике. Спаситель пожертвовал Собой ради спасения человечества от власти греха и дьявола. Христос призвал быть добрыми пастырями и Своих учеников-апостолов. Все они впоследствии самоотверженно трудились на ниве христианской проповеди — основывали новые церкви, рассказывали о Евангелии разным народам. Причём, делали это бесстрашно — невзирая на многочисленные опасности. В итоге, почти все апостолы умерли мученической смертью. Пастырский пример Спасителя и Его учеников является основой для служения современных священников. Не столько в смысле переживания страданий, сколько в смысле самоотверженного служения Богу и Церкви. Православное понимание пастырского служения предполагает, что пастырь должен быть примером для мирян и в молитве, и в ежедневном исполнении заповедей Божиих. Не следует думать, что пастырь обладает какой-либо властью над прихожанами. Он не может и не имеет права замещать собой Христа. Пастырь — это проводник к Богу, спутник своих прихожан по пути духовной жизни — тот, кто помогает в трудных ситуациях, наставляет не только словами, но и поступками.