Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Конечно же, вы знаете поговорку — «слон в посудной лавке». Так обычно говорят о неуместном, разрушительном поведении — ведь на самом деле, куда бы ни двинулся этот аллегорический слон, он всюду несёт беду!
Вы удивитесь, но этот образ имеет прямое отношение к отрывку из 1-й главы Евангелия от Луки, который сегодня, в день Рождества Иоанна Предтечи, читается в храмах за богослужением.
Глава 1.
24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
80Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Ну и при чём здесь слон — спросите вы, напоминая про начало сегодняшнего выпуска? А дело в том, что все мы — в определённом смысле… слоны: с огромным раздутым Эго, неуклюжие, нечуткие, неповоротливые. Нас, человеков, в жизни зачастую настолько много — и, конечно же, мы сами — как самые настоящие слоны — этого совершенно не замечаем! Только удивляемся, и чего это, куда бы мы ни повернулись, — вечно что-то падает, ломается, или вообще разваливается вдребезги?
То, что мы сейчас слышали в Евангелии, — как священник Захария начал спорить с ангелом Гавриилом и сомневаться в его словах, — очень перекликается с поведением нашего слона! Захария настолько привык к существующему порядку вещей, что та новая реальность, о которой ему вещает небесный посланник, — для него и ненормальна, и невозможна — как и слону разместиться в посудной лавке!
И что же происходит дальше? Возвращаясь к нашей аллегории, ангел… «сдувает» слона: существенно его уменьшает — через немоту. И хотел бы Захария повозмущаться, или порасстраиваться, поскорбеть, понедоумевать — ан нет, возможности общения у немого очень скромны! Сдулся слоник, как раз до таких размеров, что уже и саму лавку может начать замечать, и как-то поаккуратнее протискиваться между высокими стеллажами с тонким фарфором.
Нередко в нашей жизни происходят крайне неприятные для нас обстоятельства, которые потом, по прохождении определённого времени, и оказываются тем самым «сдуванием» нас до оптимальных размеров. Поначалу нам кажется, что это — всё, конец, мир рушится, под ногами всё проваливается, всё, что нас окружает монструозно разрастается и угрожающе нависает над нами — а на деле, оказывается, всё осталось, как и было, — только нам вот немного подуменьшили раздутость нашего «слоника Эго». Как только мы смирились со своим новым статусом — перестали бояться окружающего мира — начинаем замечать очень и очень многое — прекрасное, важное, принципиальное — что, оказывается, ранее вообще находилось вне поля нашего зрения — только по причине «раздутости!»
Так что, дорогие друзья, не будем паниковать и отчаиваться, когда в жизни входим в полосу «вынужденного молчания» — или «сдувания с громким свистом»: скорее всего, просто пришло время ещё ближе познакомиться с жизнью, как она есть — и открыть для себя ранее неведомые горизонты!..