Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В беседах со Своими учениками и с народом Господь Иисус Христос раскрыл все причины, которые могут помешать человеку войти в Царство Небесное. Эти причины бывают как внутренними, так и внешними. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 13-й главы Евангелия от Матфея, он содержит в себе притчу, указывающую на те внешние опасности, которые могут подстерегать ищущего спасения человека. Давайте послушаем эти Христовы слова.
Глава 13.
24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
В 13-й главе Евангелия от Матфея содержатся две Христовы притчи, действие которых разворачивается в одном и том же месте — на поле. В обеих этих притчах мы слышим о посеянном семени; однако если первая притча указывает на возможные недостатки почвы, не позволяющие семени принести урожай, то вторая притча обращает наше внимание на внешние по отношению и к полю, и к сеятелю факторы — на врага, который под покровом ночи посеял на том же самом поле сорную траву.
Легко догадаться, что под врагом здесь стоит понимать диавола, ведь именно он всевает в душу человека те сомнения, которые мешают взойти семенам евангельской истины. Пожалуй, нет того человека, который не видел бы в своей душе всходы упомянутых Христовой притчей плевел: нам свойственно сомневаться в евангельских словах и, скажем, заповедь об абсолютном и безоговорочном прощении интерпретировать тем причудливым способом, который позволяет её не исполнить: возникает мысль, что прощение нужно заслужить, что не все грехи подлежат прощению, что если мы сейчас простим, то наш обидчик не поймёт свою неправоту и лишь сильнее утвердится в своём грехе, ну а нас он станет считать слабыми да бесхребетными. И подобных мыслей — не меньше, чем посеянных врагом семян плевел; они пытаются вытеснить собой евангельские повеления и, увы, зачастую им это удаётся.
Конечно, никакому жаждущему спасения человеку не может нравиться такое положение дел, и потому мы пытаемся освободиться от плевел неверия и сомнений. Смотрим внутрь себя, исповедуем грехи. Но, как известно, мало что меняется; мы годами и десятилетиями остаёмся прежними, а плевелы наших грехов и сомнений обретают крепость стеблей, накапливают соки, подавляют евангельское слово всё сильнее и сильнее. В какой-то момент нам начинает казаться, что всё так и должно быть, что Евангелие — прекрасно, но не про нашу жизнь и не про наш мир; ну а если обернуться по сторонам, то становится очевидным — весь мир живёт отнюдь не так, как того требует Евангелие. Значит, стоит успокоиться, не мучать себя и делать то малое, что мы способны делать в надежде на милосердие Божие.
Прозвучавшая сегодня притча лишает нас спокойствия и благодушия. Оказывается, что Бог позволяет плевелам расти лишь по причине заботы о евангельском семени. Оказывается, что плевелы будут исторгнуты, и вместе с ними уничтожению подвергнется и та часть души человека, которая успела к ним слишком сильно прирасти. Давайте попытаемся об этом не забывать и, как бы ни было тяжело, помнить, что воля Божия такова, какой её выразил Господь наш Иисус Христос, и если у нас не получается ей следовать, то это не повод считать свою слабость нормой, это не повод опустить руки и начать плыть по течению. Напротив, не находя в себе сил исполнить заповеди, нам стоит лишь усиливать молитву к Спасителю мира Иисусу Христу.