Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Иногда люди думают, что только Бог может прощать грехи. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
01Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
02И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
03При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
04Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
05ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
06Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
07И он встал, взялпостельсвою и пошел в дом свой.
08Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Современные люди очень не любят разговоров про вину. Некоторые психологи не только не разрешают стыдить или даже совестить, но и самому испытывать чувство вины. В то же время, большинство людей, причём не только религиозных, но и нерелигиозных, чувство вины воспринимает как вполне естественное и знакомое. Мы испытываем его, когда осознаём, что к проблеме привели не внешние обстоятельства, которые могут нас извинить, не ошибка, которая тоже от нас могла не зависеть, а наше сознательное неправильное решение. Оно необязательно может быть принято из злобы или ненависти, просто в какой-то момент мы предпочитаем себя другим людям и нарушаем общие правила. Подобные вещи бывают разного масштаба, но суть всегда одна и та же. Один человек ворует или изменяет, потому что предпочитает свою выгоду или свои чувства жизни и доверию другого человека, а другой просто ленится помочь, ничего, как кажется, криминального не делая. Решения, которые разрушают правильные отношения с собой, с другими людьми и с Богом — называются грехами. Конечно, мы привыкли к другим формулировкам и обычно говорим о нарушении в грехе «воли Божией». Но ведь Его воля и состоит в том, чтобы мы любили друг друга, то есть правильно друг ко другу относились.
В отрывке из Евангелия от Матфея, который мы сегодня услышали, звучит история прощения и исцеления человека, разбитого параличом. Причём, Христос не просто совершает исцеление, но подчёркивает, что больному прощаются грехи. Последнее очень возмущает иудеев, которые считают, что со стороны человека подобные вещи являются богохульством. Но у современного читателя непременно возникает вопрос: а что в этом такого? Мы разве не можем прощать друг друга? И что же мы прощаем, как не грехи? Например, человек нагрубил другому, а потом попросил прощения. Грубость является грехом? Является. Можем мы простить человеку грубость? Можем. Но значит ли это, что прощаем грех? Вопрос, сложнее, чем кажется. Когда в Нагорной проповеди Спаситель призывает нас прощать людям их прегрешения, Евангелист, передавая Его речь употребляет греческое слово, означающее конкретные проступки. Однако в сегодняшнем чтении, когда Господь отпускает грехи расслабленному, употребляется слово, означающее грех как таковой, в том числе и как состояние нашей души, приводящее к конкретным поступкам. То есть, когда мы по-человечески прощаем друг друга, мы со своей стороны прекращаем злиться за конкретный поступок или даже поступки и исцеляем наши отношения. Но когда Бог прощает грехи, Он не прекращает злиться, потому что и не начинал этого делать… Прощая — он исцеляет саму нашу душу, даёт силы для того, чтобы мы поступили правильно в следующий раз.
Говоря расслабленному «прощаются тебе грехи Твои», Спаситель действовал так, как обычный человек действовать не способен. Мы можем простить нечто, что сделали нам. Христос же, духом видя раскаяние расслабленного, называет его чадом и исцеляет не только душу, но и тело.
Когда мы получаем прощение от людей, обычно мы стараемся выстроить наши отношения по-новому. Подобным образом мы призваны действовать и в отношениях с Богом. Неслучайно Христос говорит расслабленному: дерзай! Он призывает его, а вместе с ним и всех нас, получив прощение грехов, дерзновенно, то есть с надеждой и смелостью, начинать новую жизнь.