Важной духовной опорой в жизни православные христиане считают не только покаяние, но и благодарность. Причём, в ряде случаев благодарение Творца оказывается даже важнее. Во всяком случае, апостол Павел именно в благодарности Богу искал утешения и укрепления в своём непростом служении проповедника. О том он, в частности, пишет в отрывке из 1-й главы 1-го своего послания к христианам Коринфа, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,-
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,-
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8Который и утвердит вас до конца, чтобывамбыть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
При всех различиях, имеющихся между Ветхим и Новым заветами, есть вещи, которые объединяют эти две эпохи и, соответственно, два раздела Библии. Одним из таких «мостиков» является тема благодарности. В первую очередь, благодарности Богу. Этим светлым чувством проникнута, например, ветхозаветная книга Псалтырь — её автор царь и пророк Давид на протяжении всей жизни благодарил Бога за Его помощь и заступничество в сложных жизненных ситуациях.
Интересно, что слова благодарения Давид считал важнее ветхозаветных жертвоприношений. «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец», — говорит он в одном из псалмов. В Новом завете благодарность как явление получила дополнительные значения. Она понимается уже не только в контексте отношений между Богом и человеком, но и между самими людьми.
Благодарить мы призваны теперь не только Господа, но и друг друга. Основой такого понимания благодарности стал эпизод из Евангелия, когда Христос исцелил десять прокажённых. Обрадованные выздоровлением, эти люди устремились домой. Только один из них вернулся, чтобы от всего сердца благодарить Спасителя за чудо. За это он был благословлён Христом, Который, является одновременно Богом и человеком.
Высшей формой благодарности в христианстве является таинство Евхаристии. Евхаристия на греческом языке и есть, собственно, — «благодарение». Установителем этого таинства стал сам Спаситель. По Его завету Евхаристия в составе Литургии совершается в Церкви вот уже две тысячи лет. Все молитвословия Евхаристии наполнены чувством благодарности, которая адресована Богу, пославшему в мир Спасителя — Иисуса Христа.
Среди прочего, священник обращается к Господу таким словами: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословить, Тебя хвалить, Тебя благодарить». Это молитвословие, как и иные, входящие в состав Евхаристии произносятся священником не единолично, а от лица прихожан. Так эта благодарность получает совершенно особое — общинное — значение и служит благодатным инструментом объединения священника и прихожан в единую живую икону Церкви.
Этим удивительным чувством необходимости жить в благодарности Богу и людям буквально пронизано прозвучавшее чтение из послания апостолам Павла к коринфянам. Написан этот текст был не по самым приятным причинам — Павлу пришлось вразумлять гордых коринфян. И он напоминает им, как важно уметь благодарить, быть благодарными. Богу — за дарованное спасение, людям — за всё доброе, что они делали и делают. Ведь без благодарения нет и не будет возможности плодотворно участвовать в таинстве Евхаристии, ощущать себя частью Церкви как Тела Христова. Что на практике означает отделённость от животворного источника благодати Божией.
Давайте же и мы не будем забывать о важности благодарения, и постараемся сохранить и взрастить это светлое чувство в наших сердцах, чтобы стать ближе ко Христу Спасителю, пребывающему в благодарности к Своему Небесному Отцу. А ещё стать ближе друг ко другу, ощущая себя не унылыми одиночками, а соучастниками и со-работниками реальности Церкви Христовой — отблеска рая на земле.