Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно у Василия Васильевича Розанова, удивительного русского религиозного мыслителя, я прочитал такие слова: «Любить — значит „не могу без тебя быть“, „мне тяжело без тебя“; везде скучно, где не ты. Это внешнее описание, но самое точное. Любовь вовсе не огонь: любовь — воздух. Без неё — нет дыхания, а при ней „дышится легко“».
Эти мысли о любви помогут нам глубже понять отрывок из 3-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
13Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14И поставил изних двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
17Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
Как связаны слова Розанова о любви с евангельским текстом о призвании апостолов? По мне, самым прямым образом. Христос избирает учеников не для того, чтобы тотчас сделать их своими «представителями» и «промоутерами», как бы мы сегодня сказали. Как пишет евангелист Марк, первая задача Иисуса в этом избрании — «чтобы они были с Ним». История апостолов начинается не с «акционизма», а с пребывания: прежде чем открывать свои уста и проповедовать, необходимо присутствие рядом с Иисусом. Без этого обессмысливается и сама проповедь.
Сегодня, в погоне за высокими «показателями эффективности» — в том числе и в религиозной сфере — мы легко забываем о важности этого совершенно «неэффективного» феномена «пребывания». В одном из патериков (описании жизни древних подвижников), а именно «Алфавитном патерике», описана история с учеником аввы Антония, который пришёл к своему духовному учителю для наставления — но, к удивлению старца, не задал ни одного вопроса. Пробыв у старца несколько дней, так ничего и не спрашивая, он собрался уже возвращаться к себе — и тогда старец сам задал ему вопрос: «Давно ты у меня, а не спросил ни слова». Брат отвечал: «Отче, для меня довольно и того, что я вижу тебя».
Читателя Евангелия может удивить, насколько мало мы знаем о том, о чём именно разговаривал Иисус с апостолами, — какие-то обрывки, фрагменты бесед. Можно предположить, что общение Воплотившегося Бога с избранными учениками было скорее похоже на пребывание рядом, чем на «прохождение лекционного курса» по подготовке миссионеров. Ученики напитывались присутствием рядом со Христом — и это оказывало на них куда большее воздействие, чем любые правильные слова и беседы.
Вывод, как мне кажется, лежит на поверхности: прежде чем говорить о чём бы то ни было, надо научиться просто быть рядом с живым носителем этого. Вот о чём и следует прежде всего думать, когда мы беспокоимся о качестве религиозного воспитания наших детей!..