ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 05.09.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика: , рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, Бог — рационален или же… расточителен? Отрывок из 4-й главы Евангелия от Марка, который сегодня звучит в храмах за богослужением, даёт чёткий ответ на этот вопрос. Давайте послушаем!

Глава 4.

01И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

02И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

03слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

04и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

05Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

06когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

07Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

08И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

09И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Конечно же, как и следует из притчи о сеятеле, Бог — расточителен. Он сеет очень щедро, не обращая внимания на то, что определённая часть семян — а они, кстати говоря, большая ценность! — окажется в прямом смысле выброшенной без пользы. Сегодняшняя притча побуждает задуматься, с чем же связана эта Божественная расточительность — и должны ли мы, человеки, следовать её примеру?

Любой мало-мальски грамотный огородник хорошо знает из опыта: лучше посадить с излишком, чем впритык. Жизнь — штука непредсказуемая: то холод, то жара, то вредитель какой-то заведётся — и можно вообще остаться без урожая. А когда растений избыток — можно и прорядить, оставив только самые крепкие и красивые — и тем самым положить начало собственной, домашней селекции. Но явно притча о сеятеле отвечает на какой-то совсем иной вопрос — чем на проблему формирования сортовых качеств! Что же это за вопрос?

Я бы попробовал его сформулировать вот как: почему Бог… не всегда попадает в желанную цель? Как так может получаться, что Творец Мироздания, в силе и власти Которого абсолютно всё, — оказывается… бессильным в достижении Своей главной цели — спасения человека? Почему бесценные Божественные Логосы, семена высших смыслов, пропадают?

Если посмотреть на притчу о сеятеле из такого ракурса, ответ будет для нас не самым утешительным, и вот почему. Глубинный, сквозной смысл притчи в том, что без нас Бог… бессилен по отношению к нам: какими бы живоносными ни были Его Логосы, Его слова — только от нас зависит, дадим ли мы им «ход», позволим ли им «прорасти» в нас — или же они пропадут без всякой пользы? Одним словом, главным вопросом становится не благая воля Бога, а наша с вами способность откликнуться на Его действие — и либо похоронить Его слово в суете, безразличии, обиде и злобе — либо принять внутрь себя и стать самим питательной средой, чтобы это Слово могло прорасти.

Смотрите, как интересно получается. Для того, чтобы мы всё же могли откликнуться, Богу не жалко «входить в растраты» — Ему для нас не жаль никакого объёма Своих Божественных ресурсов, лишь бы только мы захотели откликнуться! Он не может нас заставить, используя Свою силу и власть — но может снова и снова буквально «засыпать» нас со всех сторон бесконечным разнообразием Своим семян — в надежде, что может хоть что-то да и начнёт прорастать на почве нашего сердца — если только оно, конечно, совсем ещё не окаменело!

Вот на что и следует нам прежде всего смотреть — ёкает ли наше сердце, цепляет ли что его, откликается ли что внутри — ведь, скорее всего, именно где-то там и уже легло Божественное Слово и ждёт от нас внимания и участия!

Добавить комментарий