Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В различные эпохи, в различных жизненных обстоятельствах вызовы, которые стоят перед христианами, неизменны по своей сути. Самый же главный вызов и самое сильное искушение состоит в том, чтобы отказаться от веры во Христа. Такой отказ редко бывает выражен в прямой форме, но очень часто он бывает завуалирован: человек убеждён, что он верит во Христа, но на деле его вера имеет совсем иное содержание. Об этой опасности Спаситель предупреждал Своих учеников. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит Его предостережение. Оно взято из 24-й главы Евангелия от Матфея. Давайте послушаем эти евангельские слова.
Глава 24.
01И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
02Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
03Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
04Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
05ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.
06Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
07ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
08всё же это — начало болезней.
09Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13претерпевший же до конца спасется.
Отвечая на вопрос апостолов о признаках Второго Христова Пришествия, Господь в первую очередь сказал о том, что многие попытаются прельстить учеников Христовых, выдавая себя за Спасителя.
Действительно, в Древнем Израиле регулярно возникали проповедники, которые пытались выдать себя за Мессию. Эти люди были чем-то похожи на всем нам прекрасно известных персонажей русской истории — на Лжедмитриев, пытавшихся доказать, что они — дети царя Иоанна Васильевича Грозного. Удивительно, но находились те, кто им верил. Точно так же в Израиле находились люди, верившие, что те или иные бродячие проповедники — пришедший на землю Христос. Конечно, такая вера — это совершенно очевидный плод невежества, и сегодня вряд ли кто-то всерьёз поверит, что стоящий перед ним человек — это Воплощённый Бог.
Однако есть и другая сторона проблемы. Христос — наш Спаситель, Он дал нам свободу от греха, в Нём мы надеемся обрести жизнь вечную. Проповедуя Евангелие, Господь затрагивал те человеческие чаяния, которые остаются неизменными во все века: да, мир за последние две тысячи лет радикально изменился, но люди по-прежнему жаждут свободы и не хотят умирать. Христос может дать и первое, и второе, но Его свобода не будет иметь ничего общего с гражданскими свободами, а проповедуемая Им жизнь вечная не будет жизнью земной. То, что благовествовал Христос, — слишком сложно, людям нужно нечто более осязаемое.
Конечно же, находятся те, кто нам это предлагает. Именно их общество склонно воспринимать как Христа, то есть как спасителей. К примеру, в наши дни многие верят, что современные технологии могут дать нам свободу, и что они же способны отодвинуть старость, а если повезёт, то и вовсе сделать нас бессмертными. Если есть такая вера, то зачем же нужен Христос?
Господь предупредил Своих учеников, а вместе с ними и нас, что эта подмена неизбежна, и что нам стоит быть предельно осторожными, потому что нет и не может быть той технологии, которая помогла бы не оказаться в конечном итоге на Суде Божием.