ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 10.10.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если нам кажется, что в Церкви должны быть лишь одни наши единомышленники, мы ошибаемся. С самого начала исторического бытия Церкви она была прибежищем для самых разных людей, и об этом свидетельствует звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.

Глава 6.

12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Как мы только что услышали, избрание двенадцати апостолов не было делом случая или же какого-то расчёта. Господь призвал Своих первых учеников к апостольскому служению после молитвы, которая продолжалась всю ночь. Конечно, мы не знаем, о чём именно молился Господь в то время, впрочем, некоторые толкователи высказывали, как кажется, вполне обоснованное предположение, что Спаситель молился об утверждении основываемой Им Церкви. И всё же для толкователей этого евангельского отрывка интереснее был другой вопрос: о молитве как таковой, о её времени, месте и о её поводе. Поводом же была необходимость избрать апостолов. К избранию можно было подходить различными путями, можно, к примеру, было смотреть на образованность будущих апостолов, на их умение вести диалог и убеждать оппонентов. Но Христос смотрел на другое, и чтобы не ошибиться, Он — Воплощённый Бог — предпочёл анализу личностных качеств будущих апостолов молитву к Богу-Отцу. Тем самым Спаситель показал, с чего мы должны начинать всякое дело: с молитвы, причём не с молитвы быстрой и формальной, а с молитвы глубокой, личной и искренней.

Если же посмотреть на состав избранных Христом людей, то невозможно не удивиться. Евангелие, хоть и не в нынешнем отрывке, но в той или иной степени даёт характеристику каждому из апостолов, и поражает в них то, насколько разными людьми они были. Они отличались и возрастом, и образованием, и происхождением, и своими чаяниями. Более того, Господь после молитвы включил в круг ближайших учеников и Своего предателя. Сложно представить, что Христос не знал о будущей судьбе Иуды, но тем не менее и ему был дан шанс обрести спасение.

Если бы Христос хотел организовать какую-то сугубо земную структуру, то он поступил бы иначе. Он не только обращал бы внимание на личные качества апостолов, Он ещё и озаботился бы их совместимостью друг с другом, а также их способностью к командной работе. Ничего подобного сделано не было, ведь Христос основывал не партию, не корпорацию, не завод и не бренд одежды, Он основывал Церковь, в которой есть место всякому человеку, даже тому, кто не сумеет сохранить верность Христу, тому, кто в конечном итоге решит Церковь покинуть.

Поэтому не стоит ждать, что в храме мы встретим людей, похожих на нас самих. Нет, для Церкви ценны наши различия точно так же, как они были ценны для Христа. Мы в ответ тоже не должны пытаться устранить свои личные особенности, но мы должны попытаться их преобразовать, поставить их на служение Богу и людям так, как это сделали святые Христовы апостолы.

Добавить комментарий