Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если бы кто-то попросил нас рассказать о сути нашей веры, то что бы мы ответили? Рискну предположить, что мы бы указали на того или иного авторитетного учителя: апостола, святителя, преподобного или ещё не прославленного, но пользующегося авторитетом в христианской среде подвижника. Вряд ли кто-то из нас дерзнул бы сказать, что он получил точное и правильное знание о вере от Самого Христа. Если же кто-то ответил бы так, то мы отнеслись бы к этому человеку и его свидетельству в высшей степени настороженно. И мы были бы правы. Действительно, нам нужен другой человек, чтобы научиться истинам веры. Однако бывают и исключения, самое известное из них — это, пожалуй, апостол Павел, которого вере во Христа не учил никто из людей. О своём пути апостол Павел рассказал в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 1-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
В услышанных нами только что словах апостола Павла о его пути ко Христу есть моменты, которые могут немного смутить. К примеру, уверенность апостола в том, что Бог избрал его «от утробы матери», а также то, что у Павла не было необходимости советоваться «с плотью и кровью» после его призвания Христом.
Читая такие слова Послания к Галатам, мы почти неизбежно оказываемся заложниками собственных представлений о допустимом и недопустимом: аскетическая христианская традиция упорно и последовательно учит нас, что недоверие к себе — к своим мыслям, чувствам, эмоциям и суждениям — это одна из существенно необходимых добродетелей, без которой вряд ли удастся обрести спасение. В Послании же к Галатам мы видим нечто совершенно иное: апостол Павел доверился себе, то есть тому, что он видел и слышал. Почему же апостол Павел имел право верить себе, а у нас такого права нет?
Здесь нам стоит вспомнить, что апостол Павел к моменту явления ему Христа Воскресшего не был человеком, далёким от духовной жизни. Более того, Павел принадлежал к фарисейской традиции, то есть к тем людям, которые посвятили свою жизнь тщательному исполнению библейских заповедей и молитве. Да, они совершали ошибки, но при этом духовная жизнь не была для них неведомой областью, и если смотреть на дохристианское человечество, то можно сказать, что фарисеи были лучшими представителями того общества. Одним словом, Павел, пусть и неосознанно, но всю свою жизнь готовился к встрече со Христом; он был духовно опытным человеком, а потому стяжал фундамент того навыка, который он сам в Первом послании к Коринфянам назвал «различением духов» (см. 1Кор. 12:10).
Кроме того, его призвание к апостольству имело свидетелей: Павел был не один тогда, когда ему явился Господь, и несмотря на то, что Христос общался только с Павлом, и другие люди в полноте не могли понимать происходящее, факт потери Павлом зрения, последующие исцеление и крещение — это то, что нельзя отнести к субъективным впечатлениям.
А ещё нам стоит вспомнить, что Павел отнюдь не сразу после своего крещения приступил к собственно апостольскому служению: между крещением Павла и началом его первого апостольского путешествия прошло около 12-ти лет, и за это время Павел имел возможность неоднократно убедиться, что данное ему от Спасителя откровение — не самообман и не иллюзия.
Конечно, никто из нас не подвергает авторитет апостола Павла сомнениям, и прозвучавший сегодня отрывок может показаться излишним, имеющим лишь историческое значение. Но не будем спешить с выводами, ведь этот отрывок напоминает нам о том, что у каждого человека свой путь ко Христу, и большая ошибка полагать, будто бы есть правильные и неправильные пути. Если же мы совершим такую ошибку, то есть немалый риск оказаться подобными тем людям, которые сомневались в апостольском авторитете первоверховного Христова апостола Павла.