ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 11.11.2025 (♫)


Евангелие дня

, рубрика:

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Человек, имеющий даже маломальский опыт церковной жизни знает, что с духовной или душевной нечистотой нам помогает справляться исповедь. Многие думают: сделал что-то не так, пошёл на исповедь, рассказал священнику грех, тот прочёл разрешительную молитву — и можешь быть спокоен. Но так ли всё однозначно на самом деле? Ответить на этот вопрос, помогает отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

34Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Когда верующий человек произносит слово «грех», он обычно подразумевает совершение или несовершение какого-то конкретного поступка. Например, один может каяться в том, что ворует на работе, а другой в том, что не помогает нуждающимся. Иногда речь идет о вещах более тонких, грехах словесных, мысленных, чувственных. Но так или иначе большинство из верующих людей ощущает, что проблемой становятся сами нравственные акты, большие и маленькие, те, которые занимают много времени или, напротив, мимолётные… Одни поддаются осознанию и даже подсчёту, другие попросту бессчётные. И единственный путь к очищению души от всех этих греховных действий, мыслей и чувств видят в том, чтобы перечислить их на исповеди с обещанием или по крайней мере искренним желанием исправиться.

Кажется, всё так, обычное дело. Согрешил, покаялся, стараешься не грешить. Однако мало того, что покаяние, которое без всяких сомнений необходимо грешнику в первую очередь как внутреннее дело, в святоотеческой литературе далеко не всегда означает именно исповедь. Вся эта концепция как будто бы совершенно противоречит словам Христа, с которыми Господь обратился к фарисею в евангельском отрывке, который мы сейчас услышали. Ответив согласием на приглашение фарисея, Иисус приходит к нему в гости, но не умывает рук перед обедом, как это было принято у фарисеев. При этом Он не стал объяснять хозяину дома Свой поступок, но явно обличил фарисейскую традицию как формальную, потому что она носила ритуальный, а не гигиенический порядок. Он так и сказал: «Вы фарисеи заботитесь о внешнем, но не заботитесь о внутреннем. Подавайте лучше милостыню от того, что имеете и всё у вас будет чисто». Несомненно, что Спаситель, который чуть позже в этом же Евангелии расскажет притчу о кающемся мытаре, не имеет в виду, что покаяние грешнику не требуется. В то же время, Он явно и однозначно говорит, что милостыня тоже приводит к очищению. И многим из нас это может быть совершенно непонятно. Но на самом же деле всё довольно просто.

Что такое грех? Это не только конкретный поступок, но и общая внутренняя расстроенность, навык к неправильной, беззаконной и главное безлюбовной жизни. Ведь если весь закон в заповедях о любви, значит и беззаконие в первую очередь в её отсутствии. Что же такое милостыня? Это не просто формальное подаяние. Если ты начинаешь относиться к ней всерьёз, ты постепенно борешься со своим эгоизмом и начинаешь видеть нужды других людей, слышать их просьбы, твоё сердце постепенно меняется. Как педагог, отмечающий ошибки, может посоветовать ученику внимательно читать книги, чтобы не только исправлять явные ошибки, но и повышать общую грамотность, так Спаситель не обличает отдельных грехов фарисея, но призывает исправить коренную ошибку самого фарисейства и перейти от зацикленности на внешнем ритуале, к воспитанию сердца в любви.

Добавить комментарий