АПОСТОЛ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 20.11.2025 (♫)


Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

, рубрика:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Едва ли можно найти человека, которому никогда не хотелось бы хоть немного, с самого края, приподнять покров времени и заглянуть в будущее.

Сегодня в храмах звучат слова из 5-й главы первого послания апостола Павла к Солунянам, где он даёт неожиданный ответ на этот запрос.

Глава 5.

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,

ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.

Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,

потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,

10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,

13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.

25 Братия! молитесь о нас.

26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.

27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.

28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.

Что же за ответ предлагает апостол своим читателям — интересующихся очень сильно «временами и сроками» — когда именно придёт Христос Спаситель и наступит Его благословенное царство на земле? Ответ апостола многогранен. В нём есть 4 ярких метафоры, каждая из которых очень важна для понимания.

1-я метафора — День Господень придёт, как «тать нощью» — то есть как вор в самый сладкий момент сна хозяев. Этот образ может показаться каким-то странным: неужели Бог хочет «подловить» человека в самый момент предельной уязвимости? Конечно же, нет: здесь речь о том, что для тех, кто привязан к иллюзиям контроля, Пришествие Христа переживается как… кража: будущее как бы «ворует» привычное, «одомашненное» время. Но для тех, кто бодрствует, это Пришествие — долгожданное воплощение ожидаемого: приятная неожиданность остаётся, а вот паника исчезает.

Вторая метафора — «мука родами». Эта метафора снимает кажущийся карающим акцент первой: речь о родах нового. Роды неизбежны, болезненны, но и плодотворны; их невозможно избежать не потому, что Бог жаждет наказать, а потому, что новое творение прорывается, оно не может не разродиться!

Третий образ апостол описывает в виде «сынов дня» и «сынов ночи». Христианская нравственность определяется тем, что верному Христу нечего таиться и скрывать: христиане во всём поступают «по‑дневному» — ибо принадлежат дню.

И, наконец, четвёртая метафора — образ «брони» и «шлема», в которые прежде всего должен облачиться всякий верующий. Броня — это вера и любовь, а шлем — надежда спасения: триада вера—любовь—надежда вовсе не «украшение», а снаряжение для трезвения — без которого выстоять в «ночи» и не быть сваленым мороком сна просто невозможно.

Как мы видим, апостол не даёт прямого ответа на запрос солунян о «временах и сроках»: он делает нечто гораздо более важное. Вместо «календаря», куда можно было бы «подглядывать» он предлагает… компас — руководствуясь которым сам вопрос о «временах» оказывается праздным и малозначащим: были бы вы как следует готовы в любой момент — и однажды достойная награда вас найдёт без всякого сомнения!

Добавить комментарий