Московский Патриархат. Белорусский Экзархат. Религиозная организация «Религиозная община Приход храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в г.Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие не пытается показать учеников Христовых безупречными людьми: они, как и вообще все люди, ошибаются, говорят не то и не тогда, они многого не понимают, но они — ученики, они учатся, и учиться они не стесняются. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. В этом отрывке Христос раскрывает Своим апостолам одну из тайн Царства Божия, тайну, которую легко выразить словами, но очень непросто постигнуть сердцем.
Глава 18.
15Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Ту сцену, с которой начался прозвучавший только что евангельский отрывок, очень легко представить: есть почитаемый Учитель, вокруг Него люди, и есть ближний круг — те, кто всегда рядом, кто помогает, и, среди прочего, заботится об Учителе, ограждая Его от лишних забот и тревог. Судя по всему, младенцы воспринимались апостолами именно как лишняя нагрузка, ведь они — младенцы — не могли понимать слов Христа, а в исцелениях они не нуждались. Зачем они рядом со Христом? Они же явно не к месту!
Однако Спаситель мыслил иначе. Он ничего не сказал о том, как именно дети могут воспринять весть Христову, но кажется вполне очевидным, что их восприятие, которое подразумевал Господь, — не интеллектуальное, ведь их интеллект ещё не развит в полной мере. У взрослых разум — это основной орган восприятия, но, как оказалось, иной раз он может мешать в постижении духовной реальности. Нет, конечно же, не стоит думать, что отказ от разума способен приблизить нас к Богу, прозвучавшие слова Христовы стоит понимать иначе: нельзя позволять интеллекту затмевать тот орган восприятия, который в Евангелии и аскетической литературе именуется «сердцем».
Эту мысль сегодняшнего отрывка очень хорошо иллюстрирует другая история из Евангелия от Луки, та, которая произошла после Христова Воскресения, и о которой хорошо знает любой христианин, ведь эта история регулярно звучит во время воскресных всенощных бдений. Речь идёт о том, как два апостола не сумели узнать Христа Воскресшего во время своего пути в Эммаус. В конечном итоге они поняли, что с ними шёл Христос, но было слишком поздно, «Он стал невидим для них» (Лк. 24:31). После чего они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32). Сердце говорило, но апостолы ему не поверили. Их легко можно понять: ну как можно верить сердцу, если и опыт, и здравый смысл свидетельствуют о противоположном? Разве можно, опираясь на интеллект и опыт, представить, что убитый Спаситель воскреснет? Нет, о таком и помыслить нельзя. А вот дети, пожалуй, с лёгкостью могли бы и такое вообразить, и такому поверить, ведь они ещё не успели обучиться доверию самим себе и своему опыту, они ещё умеют доверять опыту других и собственному сердцу. Христос призывает нас поступать также, и в первую очередь доверять Богу, без такого доверия двери Царства Божия могут оказаться для нас закрытыми.