Московский Патриархат. Белорусский Экзархат. Религиозная организация «Религиозная община Приход храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в г.Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие из нас слышали слово «неофит» и знают, что оно означает человека, который совсем недавно стал приверженцем какого-нибудь движения, обычно религиозного. Говоря о неофите, традиционно имеют в виду увлечённого романтика, с горящими глазами, искренне отдавшегося новому делу. И, конечно, таких людей немало в религиозной среде. Но какие опасности подстерегают их сегодня на пути воцерковления? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Наверное, любому родителю, который имеет опыт воспитания детей, знакомы фразы: «Да у вас вообще ничего нельзя» или «Почему вы всё запрещаете»? Интересно, что звучат они обычно из уст детей совсем не тогда, когда родители действительно всё запрещают… Да и вряд ли вообще можно запретить «всё». Очевидно, в ситуации конфликта, обычно не получив просимого, дети переходят к генерализациям: «У всех есть, а у меня нет», «Всем можно, а мне нельзя», «Вы никогда не учитываете моё мнение» и т.д. Возможно, в исключительных ситуациях такие слова оказываются правдивыми, но обычно всё же они далеки от действительности. Любой родитель, любящий своего ребёнка и желающий, чтобы он нормально развивался, даёт ему пространство для творчества и проявления инициативы. В конце концов человек должен найти своё дело, в котором раскроются таланты, данные ему Творцом, и за ребёнка никак нельзя решать, к чему лежит его сердце. Но всё же, тот же самый любящий родитель знает, что в мире немало опасных и вредных ситуаций, в сложностях которых ребёнок ещё не разбирается и должен быть ограничен. Так или иначе, самое главное заключается в том, что ребёнку или подростку довольно часто приходится просто доверять родителям, потому что до конца осознать природу разрешений и запретов он ещё не в состоянии, будучи образно говоря «неофитом в жизни».
Нечто подобное происходило с язычниками, которые обращались в христианство. И дело было не только в том, что само Евангелие было для них чем-то новым — новой оказывалась в целом вся библейская картина мира. И если для иудеев, принимавших Христа, всё выглядело последовательно, христиане из язычников оказывались в непростой ситуации. Принимая Евангелие, они, с одной стороны, принимали Ветхий Завет, в его исторической, вероучительной и нравственной части, с другой же, осознавали временность его дисциплинарных и ритуальных норм. Сложность их положения была в том, что сами проповедники и миссионеры, которые приходили к ним с проповедью, могли быть по-разному настроены. Из самых разных посланий апостола Павла мы знаем, что он боролся с некоторыми проповедниками, которые вводили лишние правила, ограничивающие свободу, которую возвещал Христос. Одни вводили необоснованные пищевые запреты, другие требовали бесполезных телесных подвигов и упражнений… Суеверий, или как их называет апостол, басней, было много, и апостол предупреждает Тимофея от того, чтобы он доверял самым разным мнениям. Может показаться удивительным, но апостол советует ему вникать в себя и в учение и заниматься этим постоянно. Под учением, он, очевидно, подразумевает рассказы людей для Церкви авторитетных, живых свидетелей проповеднической деятельности Самого Спасителя. Может быть, имеет в виду и свои собственные тексты и собственную благую весть, полученную когда-то от Христа. В любом случае, призыв Павла не слушать всех подряд, не принимать за чистую монету всё, что выдаёт себя за христианство, очень важен для неофитов в любые времена. Иногда люди, сами недавно пришедшие в Церковь, говорят от её имени, чем создают ложное впечатление об ограниченности и чуть ли ни ущербности христианской жизни. На самом же деле, исходя из новозаветного благовестия свободы, Церковь не запрещает чего-то просто чтобы запретить, но позволяет всё, что не противоречит пути спасения.