Московский Патриархат. Белорусский Экзархат. Религиозная организация «Религиозная община Приход храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в г.Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»
Почему современный человек так быстро утомляется и как избавиться от этой хронической усталости? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в Православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Кто такие труждающиеся и обремененные, которых в только что прозвучавшем отрывке призывает к Себе Христос? Это не обязательно те, кто с утра до вечера ворочает булыжники, носит кирпичи или копает котлован. Это не обязательно те, кто работает в офисе, с утра до вечера сидит перед монитором компьютера и завален бумажной работой. Это не те, кто работает с людьми и вынужден постоянно, практически без остановки говорить. Конечно, весь этот труд тяжёлый. Устают и те, кто работает руками, и те, кто работает головой, и те, кто командует, и те, кто подчиняется. Но не об этой усталости говорит сегодня Христос.
В первую очередь речь идёт об утомлении от бесплодной работы. А какая работа бесплодна? Эта та, которой практически постоянно занят наш ум. С разной степенью интенсивности, но без остановки, он жует свою жвачку — подкидывает нам образы, от многих из которых на душе становится тяжко. В уме рождаются страхи, тревоги и беспокойства о будущем, переживания и сожаления о прошлом. В уме рождаются разного рода предубеждения и предрассудки. В нашем уме рождается ложный образ о самом себе. Мои персональные фантазии о том, какое место я должен занимать в этом мире. В уме рождаются ожидания того, как должна протекать моя жизнь, что мне должны окружающие и Сам Бог.
Все эти представления тянут за собой чувства, в которые мы погружаемся часто без остатка. Эти чувства побуждают нас к действиям. Нередко эти действия спонтанны и непродуманны, как говорят психологи, компульсивны. В результате наша жизнь наполняется нервозной беготнёй. Так мы стараемся воплотить свои фантазии в жизнь. Мы не свободны от этого даже в своих снах, в которых продолжаем бежать, потому что ум не может успокоиться. От этой бестолковой и бесплодной суеты мы устаём больше, чем если бы круглые сутки таскали на себе мешки с картошкой. А устаём потому, что картинки в нашей голове мало чего общего имеют с реальностью. Каждый раз жизнь показывает мне, что мои представления о ней ложные. Но я продолжаю тратить огромное количество энергии и времени, чтобы всё шло так, как я себе нарисовал в своем воображении.
Это и есть то тяжкое бремя, который тащит на себе каждый из нас. Нередко тащит до самой гробовой доски. Христос пришёл в этот мир в том числе и для того, чтобы освободить нас от этого рабства. Он предлагает нам взять на себя Его иго, то есть Его бремя. Другими словами, все силы своего ума и души Он предлагает сосредоточить на евангельских заповедях. Во главу угла всей своей внутренней и внешней деятельности поставить всего две вещи: любовь к Богу и людям. То есть усилием воли возвращать своё внимание к размышлению о том, чего от меня сегодня хочет Бог, и как я могу быть полезен ради Христа окружающим людям. То есть всем тем, кто сегодня встретится мне на моём пути. И самое главное — пытаться исполнять эти заповеди на практике.
Такая работа — не простая. Поэтому Христос называет это игом. Ведь каждое мгновение придётся быть внимательным к своему внутреннему миру. Придётся постоянно отслеживать, куда направленно моё внимание. Выяснять, почему в моей душе появляются те или иные чувства. В чём их причина? Совершать новые, непривычные поступки. Для моего больного, зацикленного на собственных фантазиях ума всё это очень непривычно. Нередко он впадает в ступор и замирает в страхе. Но именно такое внутреннее делание наполняет нашу душу качественно иными впечатлениями. В ней поселяются кротость и смирение. Она постепенно освобождается от напряжения беготни. И наше сердце начинает ощущать лёгкость, мир и покой.