Московский Патриархат. Белорусский Экзархат. Религиозная организация «Религиозная община Приход храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в г.Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви»
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы, конечно, не поверите, но в моём детстве — советском детстве! — был период, когда я увлекался… кройкой и шитьём. Возможно, кто-то из вас помнит этот сложный, волнительный момент, когда ты мелом нанёс контур детали — и вот, ножницы беспощадно и неотвратимо врезаются в плоть ткани, разрушая её целостность. С одной стороны, жалко — а с другой — если не раскроить её, то и толка от неё так и не будет.
Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка, для понимания которого образ раскроя ткани как раз хорошо подходит.
Глава 8.
30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
31И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Слова Христа про отвержение себя как абсолютном условии следования за Ним — это тоже «раскраивание» всей человеческой жизни. Заметим, что эта категоричная максима звучит сразу же после слов Петра о том, что Самому Христу не следовало бы думать, а тем более — готовить Себя к страданиям и смерти. Тот же Пётр, который немного ранее единственный смог исповедать Иисуса истинным Мессией — здесь становится устами уже самого диавола. Хотя по-человечески его мотив понятен: кому охота расставаться с любимым Учителем, тем более таким страшным, жутким образом — через позорный Крест?
Нам, человекам, вполне естественно желание избегать боли. В современном мире боль ещё интенсивнее вытесняется или заглушается — благо, для этого предостаточно разнообразных «обезболивающих» — и не только химических. Общая установка, с которой уже давно никто не спорит, проста: боль терпеть нельзя, от неё необходимо избавляться. Сам феномен боли воспринимается исключительно как индикатор какого-то слома, неисправности — как только он был «считан», боль необходимо отключить.
Но такой подход — лишь малая часть правды. Боль — не только индикатор, но и ещё более — тренажёр. Чаще всего мы боимся не самой по себе боли, а нашего страха перед возможной болью — вот что именно ввергает нас в панику. И самая небольшая, вполне переносимая боль, через призму нашего боязливого ожидания и предвкушения может действительно раздуваться до колоссальных размеров — с которыми уже никакая душа справиться не сможет.
Но ведь страх боли — это нечто иное, чем сама боль! Как точно сказано в поговорке, «беда ещё не пришла, а дурак уже боится!» Однако Христос предлагает нечто гораздо большее, чем просто мужественно ринуться вперёд, невзирая ни на какое опасение боли. Он говорит о следовании за Ним — настолько мощном, целостном, неразвлечённом и бесстрашном — что этот импульс воли способен прорваться сквозь любые опасения и предвкушения неприятностей. Христос предлагает радикально поступить каждому со своей жизнью: «раскроить» её, не пытаться сохранить в неприкосновенности. Я бы сказал ещё жёстче: Спаситель предлагает нам смотреть на самих себя как на… «отрезанный ломоть» — именно так говорят о ком-то, кого считают уже «потерянным» для того или иного сообщества. Это и есть тот самый «крест», который Господь предлагает взвалить на плечи каждому верному Ему: мы — не «свои», мы — только Его, Он нас «отрезал» от обычной жизни — но «отрезал» не просто так, не по какой-то прихоти, а «раскроил» именно для Себя Самого — чтобы из нас, словно из драгоценной парчи, в итоге появился восхитительный наряд славы Божией!