Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 253 зач., II, 1-7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Кол., 253 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок из послания, который мы только что услышали, апостол Павел пишет, находясь в римской тюрьме. Начинает он с того, что говорит о подвиге, который совершает ради верующих из городов Колоссы, Иераполь и Лаодикия. Слово, которое переведено на русский как «подвиг», в греческом языке звучит как «агон». Оно имеет еще значение борьба, состязание и, наконец, агония. То есть предельно сильное напряжение. О какой же именно борьбе говорит апостол?
В первую очередь речь идет о естественных человеческих переживаниях. Апостол ждет суда императора Нерона. Вполне возможно, что ему будет вынесен смертный приговор. Такой исход не может не страшить даже самого мужественного человека. Павел вполне мог переживать, что проявит малодушие и ради собственной безопасности откажется от того, чему посвятил свою жизнь. Такой поступок был бы гибелен не только для него, но и для всех тех, кто благодаря ему уверовал во Христа. Вера многих людей могла бы пошатнуться. Поэтому, говоря о борьбе, он, по сути, говорит о том, что делает непростой выбор между своим инстинктом самосохранения и долгом, который обязывает его ради ближних быть твердым до самого конца.
Но не только об этом идет речь. Подвиг апостола — это еще, конечно, и молитвенный подвиг. Молитва, которая сопряжена с сильнейшим внутренним напряжением. О подобной молитве мы знаем из Священного Писания. Один из самых ярких примеров — эпизод из жизни еврейского патриарха Иакова. Вместе со своей многочисленной семьей он возвращается домой в Палестину. Навстречу ему идет его брат, Исав, которого Иаков некогда коварно обманул. Патриарх узнает, что брат идет не один. С ним много воинов. Очевидно, что Исав жаждет мести. Накануне встречи Иаков уединяется для молитвы и проводит в ней всю ночь. Его напряжение так велико, что этот разговор с Творцом описан как борьба. Иаков борется с Ним до самого утра. Именно с такой горячей молитвой апостол обращается к Богу в надежде, что Тот даст ему силы пройти свой путь достойно до конца, а также сохранит тех, кто доверяет ему. Он просит, чтобы их сердца были утешены и ободрены, чтобы Господь дал им мудрость, соединил бы их в любви и дал им твердость веры.
Мы знаем, что эти душевные метания апостола были не напрасны. Христос не оставил его. Дал ему силы мужественно претерпеть все страдания и сохранил Церковь, о которой он так молился. А потому и для нас это замечательный пример того, с каким внутренним расположением мы должны относиться к своим ближним и к тому призванию, благодаря которому все мы носим имя христиан.