Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-4
42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Толкование дня
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какую жёсткую отповедь мы только что слышали! Не так много в Евангелии эпизодов, где речь Спасителя становится настолько хлёсткой и беспощадной!
Что же оказалось предметом такого обличения со стороны Христа Спасителя? Если попробовать выразить одним словом, то получится — щепетильность, причём именно религиозная.
Перед моими глазами встаёт картина из семинарских лет, когда я однажды пришёл навестить тяжело больную бабушку, за которой присматривала одна монахиня. Зайдя в избу, невольно оказался свидетелем такой сцены. Больная шёпотом медленно-медленно выдавливает из себя: «Пить! Пить!» Монахиня стоит рядом, читает молитвы. Недовольно оборачивается и говорит ей: «Ты что, не видишь, я правило читаю? Вот закончу и тогда попьёшь!»…
Нет, я вовсе не о том, что эта монахиня была плохой. Далеко не всякий будет готов жить в суровых условиях и ухаживать за лежачей неизлечимо больной. Но в её сознании религиозная щепетильность была очень высокой, и на её фоне всё остальное как-то естественно меркло — в том числе и простые человеческие ценности.
Религиозная щепетильность — разновидность перфекционизма, когда человек не может успокоиться, пока не выжмет из себя всё до последней капли. И то, скорее всего, какой-то осадочек неудовлетворённости всё равно останется. Кредо перфекциониста — в том числе и религиозного — в том, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Или — всё, или — ничего! В сознании присутствует жёсткий диктат матрицы «Всё должно быть так и так — и никак не иначе!» Но если всмотреться внимательнее, то в основе перфекционизма нетрудно разглядеть невротическое расстройство, корни которого — в детском опыте, когда любовь и одобрение родителей надо было постоянно заслуживать.
Можем ли мы сказать, опираясь на свидетельства евангелистов, что Иисус Христос был перфекционистом? Даже сама постановка вопроса вызывает оторопь: никакой перфекционист не вынес бы рядом с собой настолько ничего не понимающих учеников! Торжество антиперфекционизма мы видим в беседе Иисуса с самарянкой: вот уж где Он проявляет Себя настолько далёким от каких бы то ни было «идеальных образов» и «матриц представлений», что даже у самых ближайших учеников голова идёт кругом! Спаситель принимает человека целиком, таким, какой он есть в данный момент его жизни — со всем багажом, каким бы грязным и тяжким он ни был — и показывает, куда ему дальше идти. И не только показывает — но и Сам берет за руку и ведёт, как добрый Пастырь и Проводник. Перфекционист всегда будет выбирать лучшее — а Христос просто принимает всех. И лучших, и худших, и просто — никаких.
Вот мы и подошли к ответу на вопрос, в чём же так разошлись Иисус и фарисеи. Религиозная щепетильность, взыскательная дотошность иудейских духовных лидеров декларировалась как проявление исключительной ревности о чистоте веры и жизни — а в действительности оказалась непроницаемым барьером, об который спотыкался обычный верующий. С этим и выражает Своё решительное несогласие Спаситель — вот почему Его слова такие жёсткие.
Как же важно уметь держать правильный баланс между стремлением к совершенству и безоценочным принятием другого человека — не только в духовной, но и в обычной жизни! Вот именно этого здравомыслия и хочется всем нас сегодня пожелать!