ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 25.11.2021

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 1-9
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 1-9

01 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

02 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

03 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

04 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

05 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

06 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

07 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

08 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,-

09 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. 

Толкование дня

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим две истории, трагичные и заставляющие нас задуматься о зле и жестокости мира. Однако если мы посмотрим внимательно на реакцию Христа, то увидим, что Он призывает нас посмотреть на них под особым углом зрения. Эмоциональный подтекст, который чувствуется в Его словах становится очевиден, если мы обратим внимание на ситуацию, в которой происходит этот разговор. Евангелист не просто излагает эти истории, но говорит: в это время пришли некоторые и рассказали ему о том, что Пилат смешал кровь нескольких Галилеян с кровью их жертв. Указание на «это время» не случайно, оно дано не просто для связки слов, но показывает, что реакция Христа — это продолжение того разговора, который Он вел до этого. Как мы знаем, люди, которые окружали Спасителя нередко искали от Него помощи в сиюминутных проблемах, думали о том, как устроить жизнь здесь и сейчас. И, естественно, как и все, кто переживает о своей жизни, они думали не только о том, как добиться чего-то хорошего, но и о том, как избежать чего-то плохого. В свою очередь Христос подчёркивал, что помимо сиюминутных проблем, помимо своих собственных целей, его ученикам необходимо задумываться о целях Божьих и смотреть на мир Его глазами, чтобы быть в этом мире Его соработниками. Важно ощутить свою жизнь не только как то, что принадлежит тебе, но и как то, что дано тебе в дар, чтобы ты это приумножил. Итак, «в это время» ко Христу приходят и рассказывают страшную, трагичную историю, подробностей которой мы не знаем. Однако и без подробностей понятно, что за ней кроется немой вопрос: «почему это произошло?», ведь для рассказывающих она оказывается примером какого-то абсурдного и необъяснимого зла. Однако Господь в ответ обращает их внимание ещё на одну историю, которая произошла в Иерусалиме, когда обрушилась купель Силоам и под обломками оказались погребены восемнадцать человек. Комментируя обе эти истории, Христос задает один и тот же вопрос: думаете ли вы что эти люди были грешнее прочих? Вопрос риторический и поэтому Он Сам отвечает: нет, в смысле греховности и отношений с Богом это были обычные люди, а не какие-то смертные грешники. В ответ на историю о жертвах Пилата, Спаситель рассказывает свою, потому что хочет показать, что прекрасно знает и видит проблему. Однако важно увидеть, что Он на подобные истории никак не отвечает. Очевидно, что Сам Христос знает о причинах произошедшего, но отвечая собеседникам Он указывает им их собственный, человеческий путь. Рассуждать о причинах гибели того или иного человека нельзя, потому что нам не дано знать всего. Но что же мы можем сделать? Жить так, чтобы быть готовыми ко всему. И если я думаю: пусть сегодня моей целью будет нажива, а с завтрашнего дня я буду думать о Царствии Божьем, стоит задуматься о том, что завтра может не наступить. И поэтому главный вопрос не в том, как мне жить, чтобы гарантированно избежать житейских проблем, а в том, приношу ли я плод сегодня, сейчас?

Добавить комментарий