АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 15.12.2021

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.

Глава 1.

18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,

19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;

20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Глава 2.

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,

10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Наверняка, для многих современных людей, незнакомых с традицией Священного Писания, эти слова апостола Павла прозвучат как некий ужасный и возмутительный архаизм, ведь апостол, как кажется, утверждает то, с чем наше просвещенное общество пытается бороться: Павел пишет, что женщинам нельзя ни учить, ни быть во власти, но пребывать в безмолвии и подчинении, а еще он пишет, что женщина если и может спастись, то только через рождение детей. Основной аргумент апостола прост: в библейском раю именно Ева стала объектом соблазнения змея, Адам же пал через Еву.

На фоне этих размышлений Павла совершенно незамеченной остается другая его мысль, в свете которой, собственно, и нужно прочитывать этот отрывок Первого послания к Тимофею. Эту мысль апостол высказал в самом начале своих рассуждений относительно женщин в христианском обществе. Вот, что он написал и что, как правило, остается вне нашего внимания: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».

Всё, что апостол написал далее, является по сути развитием этой мысли. Существуют всем прекрасно известные особенности каждого из полов, конечно, бывают исключения, но общее правило, которое большинство из нас в себе ощущает таково: мужчинам свойственно добиваться своих целей, невзирая ни на что, зачастую в массовой культуре мужчины представлены как некие высокомерные драчуны, которые мгновенно и совершенно однозначно реагируют на какое-либо пренебрежительное отношение к себе. Мальчики с самого раннего детства вынуждены постоянно отстаивать свою честь кулаками, мальчикам категорически не рекомендуется плакать, мальчики должны стоически переносить боль. Ну а женщины, с точки зрения все той же массовой культуры, — это существа иного рода, их интересы сосредоточены вокруг украшения самих себя, плакать им дозволяется, а вот проявлять агрессию, напротив, крайне нежелательно.

Апостол Павел взял два этих распространенных воззрения и попытался их преобразовать в христианском ключе, он написал, что мужчины должны «на всяком месте» произносить молитвы «без гнева и сомнения». Но ведь сама по себе молитва противоречит устоявшемуся в обществе образу эталонного мужчины, тем более этому образу противоречит молитва без гнева. Довольно сложно представить героев многочисленных боевиков в состоянии бесстрастной молитвы, ведь эти герои исповедуют совершенно противоположный подход к жизни и к решению возникающих проблем, а если вспомнить Евангелие, то Христовы апостолы зачастую пытались действовать так, как то предполагают фильмы: апостол Петр отрубил ухо слуге первосвященника и был готов сражаться дальше, а братья Иаков и Иоанн предлагали свести огонь с неба для того, чтобы уничтожить селение самарян.

Этим последним Господь Иисус Христос запретил предпринимать какие-либо насильственные действия и с горечью высказал замечание: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55–56). Слова апостола Павла — о том же, суть его мысли состоит в том, что каждый христианин, вне зависимости от своего пола, должен бороться с проявлениями в себе ветхого человека, того человека, который ведет себя не как ученик пришедшего спасть Христа, а как одинокий борец за собственное выживание.

Добавить комментарий