АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ НА 16.12.2021

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 283 зач., III, 1-13.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

1 Тим., 283 зач., III, 1-13.

Глаза 3.

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,

3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,

4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;

5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,

9 хранящие таинство веры в чистой совести.

10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Уже очень давно в Православной Церкви установилась так называемая трехчастная иерархия: существуют три степени священнослужителей — епископы, священники и диаконы. Эти ступени сформировались далеко не сразу, к примеру, в этом отрывке Первого Послания апостола Павла к Тимофею мы видим, что в нем нет речи о священниках, тогда как в современной нам Церкви священники — самая многочисленная ступень священной иерархии. Это означает, ко времени написания послания сформировались еще не все три ступени, и не было четкой ярко выраженной границы между священниками и епископами. Для обозначения людей, поставленных Церковью на эти служения, использовались взаимозаменяемые слова. Скажем, слово «священник» легко можно заменить на слово «старейшина», то есть «пресвитер», но старейшина же призван наблюдать за порядком в церковной общине, поэтому его можно назвать и «епископом», ведь это слово переводится как «смотрящий» или «надзирающий». Поэтому не стоит воспринимать слова апостола Павла о епископах имеющими отношение к епископам в современном понимании этого термина. В противном случае может возникнуть ощущение, что Церковь очень далеко ушла от рекомендаций апостола Павла, ведь он пишет, что «епископ должен быть […] одной жены муж», тогда как ни в Православной, ни в католической Церквях епископы не могут быть состоять в браке, более того, в традиционных христианских Церквях епископы в обязательном порядке связаны обетом целомудрия, который иногда называют обетом безбрачия.

Особое же недоумение могут вызвать начальные слова этого отрывка: «если кто епископства желает, доброго дела желает». Сегодня епископы являются носителями церковной власти. Если прочитывать слова апостола применительно к современному пониманию слова «епископ», то получается, что желающий власти в Церкви — желает доброго. Но каким образом стремление к власти возможно соотнести с христианским смирением? Это невозможно, такое стремление противно духу смирения, а потому противно и духу Христову. Если же мы вернемся к терминологии апостола Павла, то получается, что похвально не стремление к власти, а стремление к несению ответственности за церковную общину, стремление служить общине всей своей жизнью. Но это возможно не только для носителей той или иной степени священства, такая ответственность доступна абсолютно любому человеку, который жаждет послужить Церкви.

Добавить комментарий