Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 19-26
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 19-26
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Явным образом Христос столкнулся с дьяволом во время сорокадневного пребывания в пустыне. Злой дух пытался искусить Спасителя, поочередно предлагая Ему совершить три поступка: превратить камни в хлебы, сброситься с крыши Иерусалимского храма и, наконец, поклониться ему, дьяволу, и через это получить власть над миром. Христос отверг все предложения сатаны, дал ему самый решительный отпор.
Но, как следует из дальнейшей Евангельской истории, дьявол воспринял своё поражение как временное. Злой дух стал действовать через подвластных ему людей. Искушения продолжились. И мы только что слышали об одном из них. Иудейские старейшины задают Спасителю хитрейший вопрос. Можно ли платить налоги в казну Римской империи? Дело не сводилось к деньгам, конечно. Подводным камнем здесь служило вопрошание — на чьей стороне Христос? На стороне еврейских патриотов-революционеров или же на стороне римских захватчиков?
Если бы Сын Божий сказал, что налоги платить нельзя, то Его тут же бы обвинили в подстрекательстве к бунту. Если бы дал добро на плату податей, Его бы сразу причислили к тем, кто поддерживает ненавистных иудеям язычников-захватчиков. Какой же ответ на искусительный вопрос мы слышим из уст Христа? Спаситель, показывая монеты, которыми пользовались все евреи (и революционно настроенные, и империи лояльные), говорит — «отдавайте кесарю (то есть цезарю-императору) кесарево, а Богу Божие».
Слова Спасителя тоже не сводятся к деньгам. Они адресуют нас к чрезвычайно важным вещам — учат нас правильному расставлению приоритетов. Что же такое кесарево? И что такое Божие? Наш мир исковеркан грехом, потому достичь на земле полной гармонии нельзя. Всё, что нам дано осуществить здесь, — установить относительную справедливость и порядок. Чтобы никто никого не убивал, не обворовывал, не ущемлял. Охранять хрупкий баланс в обществе призвано государство. Но при всей своей важности власть земная не может занять место Бога.
Хотя государство в течение истории не раз обожествляли. Даже предельно рациональные римляне возвели императора в пантеон богов. Почти сакральной фигурой император был и в Византии. Нельзя спорить с тем, что государство имеет право устанавливать законы. Это и есть кесарево — временное и условное могущество, которое упразднится в жизни будущего века. Однако государство не должно претендовать на Божие — заповеди, веру, совесть. Эти вещи ему не подвластны.
Потому из слов Христа мы можем сделать следующий вывод. Нет ничего неправильного в том, чтобы отдать кесарю кесарево. Христиане всегда были хорошими гражданами: исправно платили налоги, служили в армии, соблюдали законы. Но всё перечисленное длилось ровно до того момента, когда от Церкви начинали требовать большее — Божие. И эту нашу святыню мы призваны беречь до конца. Как сберегали её христианские мученики древности, как трепетно сберегали её новомученики и исповедники советских времен. Дьявол искушал не только Христа, пытается соблазнить он и каждого из нас. Будем же просить у Христа Его мудрости, чтобы не ошибаться и не сомневаться, четко различать Божие и кесарево.