Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол, обращаясь к Тимофею, наставляет его в том, как управлять общиной. В ней есть вдовы разного возраста, есть главы семей, есть пресвитеры и другие члены Церкви. Судя по древним, хотя и более поздним, христианским текстам, слово «вдова» могло означать для апостола не только женщину, муж которой умер, но могло быть названием особого женского служения, практически монашества в миру. Потеряв мужа, христианка могла выйти замуж повторно, но могла стать вдовицей, что предполагало некоторые обязательства, как с ее стороны, так и со стороны общины. Она давала обет не вступать повторно в брак и служить нуждам общины, которая в свою очередь поддерживала ее финансово.
При этом Апостол советует Тимофею не принимать молодых вдов, потому что желания супружеской жизни отвращают их от Христа, и они стремятся выйти замуж, чем отрекаются от прежних обетов. Более того, позволив себе нарушить один обет, они и во многом другом начинают позволять себе лишнее, становятся праздными, любопытными и болтливыми, что, конечно, подразумевает сплетни и совершенно не должные разговоры. Но это совсем не значит, что апостол против того, чтобы молодые вдовы вступал в брак! Прекрасно зная, что большинство из них со временем желают вступить в брак, он не советует Тимофею принимать их в то самое сообщество вдов, которое требовало специального посвящения и обетов. Потому что человек, который свободно дал обет Христу, должен быть ему верен. Иначе, изменив в одном, он нарушит и всё прочее. Именно поэтому апостол прямо пишет, что желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак и вели обычную семейную жизнь, чтобы никому не подавать повода для обвинения христиан в безнравственности. Отдельно апостол оговаривает ситуации, когда вдова осталась в доме близких, возможно с родителями мужа или со своими собственными. Так или иначе, он говорит, что за нее должны быть ответственными ее родные, потому что община в первую очередь должна заботиться о тех, кто не имеет никакой поддержки.
Во всех этих ситуациях со вдовами, которые нуждались в поддержке и могли оказаться в самых разных сложных ситуациях, с пресвитерами, которые трудятся в проповеди и научении и не имеют возможности зарабатывать каким-то другим способом, апостол не оговаривает, да и не может оговорить всех подробностей и нюансов. Иногда людям кажется, что можно всё заранее решить, чем гарантировать честность и справедливость поддержки и взаимопомощи. На самом деле совершенно очевидно, что апостол не пытался создать какой-то идеальный устав, но говорит о сути проблем, в остальном полагаясь на то, что можно было бы назвать совестливостью и ответственностью. Полагая, что христианин, если он искренне уверовал, не будет ни хитрить, ни скрывать своей нужды, но будет жить открыто, в общении с братьями и сёстрами. И это действительно очень важно — ни один закон не будет работать, если сами люди не будут стремятся к совестливой и честной жизни.